Участники дискуссии:
Алексей Александрович Морозов: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, автор книги о социальных проблемах подростков «Конфликты подростков и родителей».
Иван Иванович Засурский:журналист, продюсер и общественный деятель.
Андрей Анатольевич Зализняк: языковед.
А. А. Морозов: В интернете есть все. Можно спросить у Гугла, Яндекс обещает все найти почитать Википедию и еще терабайты текстов и видео умных экспертов, которые всё просто и понятно разложат по полочкам. Даже жевать не надо — закинут прямо в голову, минуя мозг. И, как нас учил Гегель, такое количество практически неизбежно переходит в качество.
Однако, есть одно большое и толстое НО…
И. И. Засурский: Как блогер, я могу сказать — в 2050 году вода поднимется на 50 метров. Как журналист, я должен после этого сказать — но это самое радикальное предположение. Оно основано на том, что не удастся сделать то-се, «пятое-десятое», что весь лед растает в Антарктике, в Гренландии, и произойдут еще ряд событий. Я должен дать более полную картину.
Как ученый, я еще должен все это доказать. Сейчас огромная часть коммуникаций проходит на уровне, где люди не чувствуют себя обязанными, проверять ту информацию.
Мы вернулись в средневековье, когда люди жили слухами и мистическими концепциями, когда отсутствовала возможность связать эти мистические концепции с реальностью на том научном уровне…
А. А. Морозов: О похожей проблеме — разнице в уровне знаний — говорил академик Зализняк Андрей Анатольевич еще в 2007 году.
«Мне хотелось бы высказаться в защиту двух простейших идей, которые прежде считались очевидными и даже просто банальными, а теперь звучат очень немодно.
1) Истина существует, и целью науки является её поиск.
2) В любом обсуждаемом вопросе профессионал (если он действительно профессионал, а не просто носитель казённых титулов) в нормальном случае более прав, чем дилетант.
Им противостоят положения, ныне гораздо более модные:
1) Истины не существует, существует лишь множество мнений (или, говоря языком постмодернизма, множество текстов).
2) По любому вопросу ничьё мнение не весит больше, чем мнение кого-то иного. Девочка-пятиклассница имеет мнение, что Дарвин неправ, и хороший тон состоит в том, чтобы подавать этот факт как серьёзный вызов биологической науке».
Зализняк А.А., Из заметок о любительской лингвистике, М., «Русскiй мiръ», 2009 г., с. 210.
С полной версией статьи Вы можете познакомиться по ссылке
А.А. Морозов: Количество обязательно перейдет в качество. Но, важно качество самого количества. «Мусор на входе — мусор на выходе». И количество информационного шлака обязательно перейдет в отрицательное качество — «АНТИ-Гегель», как говорил Игорь Леонардович Викентьев.
И. И. Засурский: Молодые люди смешивают виртуальную реальность с реальностью. При этом должны понимать, что они лишены всего багажа традиционных знаний культуры, потому, что большая часть знаний не доступна на скорости коммуникаций.
Это значит, чтобы проверить эту информацию, которую вы получаете мгновенно, на скорости мысли, Вам нужно искать эксперта, идти в библиотеку. Знания не оцифрованы! Вы не найдете 80 процентов знаний, которыми обладают люди онлайн, без специальной подготовки, без специального доступа, подписок, возможностей.
— И просто умения искать.
И. И. Засурский: Даже умение Вас не всегда спасет. Молодые люди считают, что если они поискали и этого нет, то этого не существует. Это новое варварство.
В том смысле, что люди, которые сейчас ощущают себя, как будто они знают все, что происходит, чувствуют, как вообще мухи и комары прилетают из Африки… На самом деле 80 процентов того, что накопила именно наука, им недоступно вообще, потому что не оцифровано и не простроена связка. До ноосферы нам еще идти, идти и идти.
А. А. Морозов: Поток информации такой, что человек даже реагировать не успевает, не то, что проверять. Очень часто эта суета не позволяет Вам ответить на три простых вопроса:
- Какую проблему потребления знаний обостряет Спикер?
- Какие реакции провоцируют в Вас информационный поток?
- Как Вы можете этому противостоять?
Можем обсудить варианты решения прямо сейчас. В комментариях под этим видео.
А можно продолжать потреблять информационный мусор и гордиться интеллектуальным варварством. Чем наслаждение невежеством закончилось, для сгинувших в истории цивилизаций? Не напомните?
Используемые ссылки:
О профессионалах и дилетантах в науке по А.А. Зализняку
Дополнительные материалы:
Система-1 / System-1 и Система-2 / System-2 по Даниэлю Канеману
Отличия бытового и научного мышления
Мифы о творческих личностях — 119 материалов по теме
Как думать или принятие решений — видео, 4 мин
Социальное развитие, человечность и КОНТР-инстинктивность — видео, 1 ч 34 мин
Использованные материалы:
Видео:
Наблюдатель. Цифровое будущее. Эфир 04.06.2019 https://youtu.be/WsIAUzTI0-U 39:08 — 39:59 + 42:02-43:10 / Телеканал Культура
фото:
А.А. Зализняк: https://b1.culture.ru/c/90844.688×392.jpg / Культура.РФ