Каннибализация бизнеса

Участники дискуссии:

Игорь Николаевич Пантин: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь технологий медиаобразования, автор книги «Приемы Решения Изобразительных Задач» — о том, как использовать опыт выдающихся режиссеров и операторов для своих видео.

Виктор Михайлович Орловскийоснователь и управляющий партнер венчурного фонда Fort Ross Ventures.

Г.С. Альтшуллер: создатель ТРИЗ и ЖСТЛ.

Г.К. Каспаров:международный гроссмейстер, многократный чемпион мира по шахматам.

И.Н. Пантин: Добрый день, Уважаемые зрители! Я рад приветствовать вас интеллектуальном ютуб-канале Рема. Здесь вы найдете более 100 видеозадач для вашего развития.

Риск — дело благородное, но не каждый может позволить себе такую роскошь. В новом кейсе Виктор Михайлович Орловский рассказывает о том, как работать с прорывными инновациями.

В. М. Орловский: Как работают прорывные инновации? Есть инструментальные инновации, небольшие, а есть прорывные. Прорывная инновация, это, как правило, каннибализация вашего бизнеса. Кодак, хрестоматийный пример, который изобрел цифровую камеру. Ксерокс, который изобрел то, что сейчас называется айпадом и айфоном. И тысячи других примеров, которые можно привести. У вас всегда развилка: когда такая прорывная инновация появляется в ваших стенах, всегда развилка — вы хотите ее внедрять и убивать свой текущий бизнес или не хотите. Это всегда каннибализация текущего бизнеса.

Источник: Скриншот из видео: Виктор Орловский | Стратегическое мышление в бизнесе и в жизни https://youtu.be/i0JZFItDG5c
Источник: Скриншот из видео: Виктор Орловский | Стратегическое мышление в бизнесе и в жизни https://youtu.be/i0JZFItDG5c

И.Н. Пантин: Прорывные инновации опережают время. Оценить их перспективность не так-то просто. Тот, кто сможет это сделать быстро, выиграет в конкурентной борьбе.

Чтобы грамотно решить эту задачу, важно понимать уровни изобретений могут кардинально отличаться друг от друга. Например, Генрих Саулович Альтшуллер ввел пятиуровневую классификацию инноваций.

Г.С. Альтшуллер:

На первом уровне задача и средства её решения лежат в пределах одной профессии (одного раздела отрасли). На втором уровне — в пределах одной отрасли (машиностроительная задача решается способом, уже известным в машиностроении, но в другой его области). На третьем уровне — в пределах одной науки (механическая задача решается механически). На четвёртом уровне — за пределами науки «задачедательницы» (например, механическая задача решается химически). На высших подуровнях пятого уровня — вообще за пределами современной науки (поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать изобретательскую задачу)

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 44.

С полной версией статьи Вы можете познакомиться по ссылке

В. М. Орловский: Давайте представим, что вы пропагандируете в своей организации, у вас талантливые люди работают, вы им поставили классные амбициозные задачи, они воодушевлены, они никуда не хотят уходить, они решают, они творческие.

Мой success rate — при том, что я инвестирую в 1 из 100 компаний, которые смотрю — 1 к 10, то есть каждая десятая компания только выстреливает. А 9 из 10 не выстреливают. Теперь представьте себе, что у вас такой бизнес. Из 10 ваших инициатив и только одна становится реально прорывной, большой. Или даже 1 из 100.

В вашей организации, что вы празднуете?

Источник: Скриншот из видео: Виктор Орловский | Стратегическое мышление в бизнесе и в жизниhttps://youtu.be/i0JZFItDG5c
Источник: Скриншот из видео: Виктор Орловский | Стратегическое мышление в бизнесе и в жизниhttps://youtu.be/i0JZFItDG5c

Что вы отмечаете, кроме праздников 8 марта и Новый год? Победы, да? Вы отмечаете победы. Представьте себе какой депресняк начинается в организации, в которой 9 провалов и 1 победа. Долго ли CDO этой компании будет рассказывать своим акционерам про то, как все правильно, если он говорит «да, у меня все отлично, все классно, 9 проектов из 10, которые мы делаем провалились» Его уберут. Он такой не нужен.

Я работаю в такой организации. Я 9 раз сказал, что у нас ничего не получится. И только 1 раз получилось. Действительно я оказался прав. Если я 10 раз скажу ничего не получится я всего раз промахнусь. И 9 раз я буду прав.

Культура большой компании поощряет сказать «нет». Потому что, если эта компания нацеливается на прорывные инновации, то большое количество людей оказываются правыми, говоря, что у нас ничего не получится.

И.Н. Пантин: А как быть с идеями? По каким критериям их оценивать?

И.Н. Пантин / скрин из видео
И.Н. Пантин / скрин из видео

Можно бесконечно перебирать варианты, пригласить эксперта, уверовав в его опыт потратить время и деньги. Если удача обойдет стороной, на оставшиеся отпраздновать очередное поражение!

Г.К. Каспаров:

«…мы готовились открыть большой шахматный интернет-портал под моим именем. На завершающем этапе проекта дизайнеры работали с бета-тестерами и фокус-группами, чтобы убедиться на практике, как функционируют элементы оформления и навигации. Было что-то трагикомичное в том, как тестеры полностью игнорировали указания и инструкции, заботливо размещенные веб-дизайнерами. Они сразу же щёлкали по тем функциям меню, которые привлекали их внимание, а если результат их не удовлетворял, возвращались обратно и пробовали снова. Позже мне рассказали, что это обычная схема поведения неопытных и любопытных пользователей. […]

Желание сделать всё сразу и побыстрее часто берёт верх над здравым смыслом. Увы, для многих из нас такая схема поведения типична. Мы выбираем наиболее правдоподобную догадку и бросаемся вперёд, почти не замечая других возможностей. Но существует большая разница между перебором всех возможных ходов и оценкой ситуации. Очень легко увлечься перебором вариантов вместо прагматичного анализа, позволяющего сделать лучший выбор осознанно»

Каспаров Г.К., Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.154.

С полной версией статьи Вы можете познакомиться по ссылке

Дополнительно Я рекомендую внимательно(!) проработать две коротких статьи

и посмотреть одно двухминутное видео КАК ОЦЕНИТЬ ТВОРЧЕСКИЙ / КРЕАТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? , которые помогут быстро отсечь слабые идеи.

В. М. Орловский: Если вы хотите заниматься прорывными инновациями, совет один — вы должны праздновать не победу, а поражение.

Это страшно тяжело. Как праздновать поражения? Как можно праздновать? «Ура, у нас очередной провал» Да, это кажется сильно не интуитивно. Как вообще провалы можно праздновать? Но если вы празднуете провалы, тогда вы празднуете у себя в организации, реально креативную культуру, вы празднуете реальный прорыв. Потому что в какой-то момент времени, никто не гарантирует, но в какой-то момент времени, может одна из идей действительно выстрелить, и вы получите фантастический результат.

И.Н. Пантин: Уважаемые Зрители! Мы посмотрели фрагмент интервью, в котором Виктор Орловский рассказывал о том, как работать с прорывными инновациями. Предлагаю в комментариях обсудить три вопроса:

  1. С какими проблемами сталкиваются при работе с прорывными инновациями?
  2. Как Спикер предлагает решать эти проблемы?
  3. Если вам известны иные решения, то какие?

Ответить на эти вопросы вам помогут дополнительные материалы:

Как оценить творческий / креативный Результат?

Качественные уровни творчества – 61 материал по теме

Типовые ошибки мышления – 37 материалов по теме

ТВОРЧЕСТВО: 33 ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО – видео, 51 мин

Каждый четверг в 18.00 мы публикуем в социальных сетях и на Youtube-канале Рема новый видеокейс.

Подписывайтесь на наш канал.

Ждем ваших красивых решений в комментариях под видео

Используемые ссылки:

Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру

Желание «Побыстрее избавиться от проблемы» как ошибка мышления по Г.К. Каспарову

Использованные материалы:

видео:

Виктор Орловский | Стратегическое мышление в бизнесе и в жизни https://youtu.be/i0JZFItDG5c 40:54-44:17 / #лидерыменяютмир

фото:

Г.С. Альтшуллер: https://www.altshuller.ru/photo/photo04.asp / Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера

Г.К. Каспаров: https://www.kasparov.com/wp-content/uploads/2014/03/20130904_kasparov_0111_Edit_1363-4-1-353×450.jpg / Kasparov

Прокрутить вверх