Воспитание профессиональной интуиции

Участники дискуссии:

Игорь Николаевич Пантин: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь технологий медиаобразования, автор книги «Приемы Решения Изобразительных Задач» — о том, как использовать опыт выдающихся режиссеров и операторов для своих видео.

Галина Леонидовна Юзефович:литературный критик.

Алексей Дмитриевич Бегак: телеведущий, художник, дизайнер

Г.Л. Юзефович: В принципе надежного критерия понять хорошая книга или плохая не существует.

Зато есть надежный критерий — нравится ли она вам или нет.

У нас есть некое представление о том, что существуют вещи объективно хорошие и объективно плохие.

И.Н. Пантин: Уважаемые зрители, рад приветствовать вас на ютуб канале Rhema. Здесь вы найдете более 100 видеозадач, для вашего развития.

Каждый день мы принимаем решения. Обычно, не задумываясь, на «автопилоте». А как поступать, когда сталкиваешься с нестандартной | незнакомой задачей? Например, выявить критерии, по которым можно оценить книгу.

Если одновременно с желанием в моём мозгу сразу же, без какого бы то ни было усилия возникает очевидное средство, с помощью которого, наверное, можно осуществить это желание, то задача не возникает. Если же такого средства нет, то это — задача. Таким образом, задача предполагает необходимость сознательного поиска соответствующего средства для достижения ясно видимой, но непосредственно недоступной цели. Решение задачи означает нахождение этого средства. Трудность решения в какой-то мере входит в само понятие задачи: там, где нет трудности, нет и задачи.

Дьёрдь Пойа, Эвристические приёмы в решении математических задач, в Сб.: Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и др., М., «Аст»; «Астрель», 2008 г., с. 462

Посмотреть полностью и сравнить с другими авторами

И.Н. Пантин / скрин из видео
И.Н. Пантин / скрин из видео

Предлагаю разобрать новый видеокейс. Это фрагмент передачи «Правила жизни» на телеканале Культура.

Г.Л. Юзефович:Понятно, что великая русская литература она объективно хорошая. Если ты читаешь «Идиота» Ф. Достоевского, а тебе как-то не очень, то значит дело в тебе. Если ты читаешь толстую современную книгу или не толстую, а просто современную книгу, и она тебе не нравится, значит дело в книге.

Но на самом деле, разницы нет. Дело всегда только в тебе.

И.Н. Пантин:Уважаемые Зрители, обратите внимание, на что предлагает опираться литературный критик при выборе книги.

Г.Л. Юзефович: В современной литературе работают ровно те же принципы. Когда мы берём книгу мы должны первым делом понять, чего мы на самом деле хотим? Если нам хочется почитать чего-то относительно легкого, в этой ситуации брать «Бесконечную шутку» Фостера Уоллеса или даже «Лавра» (Лавр. Неисторический роман, прим. И.Н. Пантина) Е.Водолазкина довольно плохая идея, потому что, если мы хотим легкого — это не легкое.

Поэтому, прежде чем принимать решение «буду я читать эту книгу или нет», нужно честно, самому себе ответить на вопрос, а что я хочу? 

Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ
Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ

Я хочу в этот момент чтобы меня развлекали? Чтобы моё сердце трогали? Чтобы меня заставили подумать о чем-то таком, о чем я еще не думал? Чтобы мне рассказали полезное, и, в зависимости от этого, по возможности, выбрать книгу, которая будет соответствовать этой потребности, этой актуальной мотивации.

И.Н. Пантин: Уважаемые Зрители, зафиксируйте! Что по мнению Г. Юзефович, необходимо сделать в самом начале, чтобы решить проблему?

«…если члены садоводства с креативным названием «Научная дружба», выбирают цвет краски для забора – они могут сделать это на эмоциональном уровне: «Нравится – не нравится». Если же они выбирают наиболее экологичную краску – то им целесообразно обратиться к доценту Химикову, который изучает проблему экологичности лакокрасочных покрытий уже более 20 лет.»

И.Л. Викентьев «Как самому написать гарантированно слабый комментарий к научной публикации?»

Посмотреть полностью и сравнить с другими авторами

А. Д. Бегак: Смотрите, получается, что нужно сначала Вас почитать, чтобы понять, что взять с полки и пойти в кассу? По-моему, это был то ли вопрос к Бродскому, то ли он сам советовал, как научиться выбирать, как разбираться. «Вот возьмите серебряный век. 

Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ
Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ

АхматоваЦветаеваПастернакХлебниковМандельштам, (не помню точно кто был в этом в списке). Потратьте полгода, прочитайте от корки до корки. Дальше, Вы по двум-трем абзацам будете понимать, стоит ли продолжать читать книгу, которая вам неизвестна». Можно ли так настроить свой вкус, чтобы быстро разбираться?

И.Н. Пантин: Уважаемые Зрители, обратите внимание, что рекомендовал делать поэт Иосиф Бродский, со слов ведущего Алексея Бегака, чтобы лучше разобраться в проблеме?

Г.Л. Юзефович: Мне кажется, что настроить свой вкус, конечно, можно только упражнением. Любое действие, для того чтобы его прокачать, его нужно сделать много раз. Идея прочитать весь серебряный век, мне кажется довольно странной, потому что это настроит оптику определенным образом. Ты будешь хорошо понимать «вот это как Цветаева или не как Цветаева». Это, бесспорно, полезное знание, но очень фрагментарное. Мне кажется, что единственный способ научиться относительно быстро понимать «надо тебе эту книгу или не надо» — это читать много разного с одной стороны, а с другой — уметь хорошо самому себе честно отвечать на вопросы: что я хочу?

Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ
Источник: Скриншот из видео:Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/zWuZFF-J5fQ

И.Н. Пантин: А теперь сравните рекомендации Г. Юзефович и И. Бродского. Это поможет ответить Вам на главные вопросы кейса.

Г.Л. Юзефович:Что я люблю? Что мне нужно прямо сейчас? Не ориентация на какие-то незыблемые идеалы «Я должен полюбить «Войну и мир». Я буду биться об эту «Войну и мир» покуда не отобью себе все части тела в кровь и не уйду».

А. Д. Бегак:Отобьешь-отобьешь.

Г.Л. Юзефович: Сочетание этих двух факторов и позволяет относительно быстро прокачать вот эту свою читательскую интуицию.

И.Н. Пантин / скрин из видео
И.Н. Пантин / скрин из видео

И.Н. Пантин:Мы прослушали фрагмент интервью, в котором Г. Юзефович рассказывает, как правильно выбирать книги. Приведете в комментариях полный список рекомендаций и ответьте на три вопроса:

  1. Какие последствия эмоционального принятия решений Вам известны?
  2. На что опираются профессионалы в Вашей отрасли, принимая решения?
  3. Как поставить навык профессионального подхода при принятии решения?

Каждый четверг в 18.00 мы публикуем для Вас в социальных сетях и на Youtube-канале Rhema, новый кейс. Подписывайтесь на наш канал, жмите колокольчик, чтобы быть в курсе последних событий.

Дополнительные материалы:

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ МЕТОДИК: КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ МЕТОДИК В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА, МАРКЕТИНГА, РЕКЛАМЫ и PR

Уровни оценки новизны результата / достижения по И.Л. Викентьеву

Уровни оценки полезности по И.Л. Викентьеву

Интуитивные решения на недостаточных основаниях – пример, иллюстрирующий концепцию Дэниэла Канемана

Оценки — 85 материалов по теме

Качественные уровни творчества — 61 материал по теме

https://youtube.com/watch?v=zySr0SAkxyQ%3Fstart%3D1%26modestbranding%3D0%26controls%3D1%26rel%3D0%26showinfo%3D1%26enablejsapi%3D1%26origin%3Dhttps%253A%252F%252Fdzen.ru

Ждем красивых решений в комментариях под видео.

Использованные материалы:

видео:

Правила жизни. Эфир от 19.11.18 / Телеканал Культура 00:50 — 04:10 / Телеканал Культура

фото:

Дьёрдь Пойя

Fundo Correio da Manhã / Public Domain

И.Л. Викентьев / И.Н. Пантин

Прокрутить вверх