На пути к новым творческим горизонтам

Участники дискуссии:

Игорь Николаевич Пантин: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь технологий медиаобразования, автор книги «Приемы Решения Изобразительных Задач» — о том, как использовать опыт выдающихся режиссеров и операторов для своих видео.

Артемий Андреевич Лебедев: дизайнер, предприниматель, блогер.

Алексей Владимирович Савватеев: математик, Доктор физико-математических наук.

И.Н. Пантин: Здравствуйте Уважаемые Зрители! Приветствую Вас на ютуб-канале Рема. Здесь вы найдете более ста видео задач для Вашего развития.

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Эта фраза в шутливой форме показывает, что достичь одну и ту же цель можно разными способами.

Предлагаю разобрать фрагмент интервью Артемия Лебедева Алексею Савватееву, где он рассказывает о том, как в творческих профессиях открывать новые горизонты.

А. В. Савватеев: Я поставил себе задачу на всю жизнь — разобраться в великой теореме Ферма. Объездить все регионы. У меня больше нет. Я завершил. Эльбрус. У меня есть какой то дурацкий гештальт, зачем он мне нужен? Это залезть на Эльбрус. Наверно, я когда нибудь сделаю это, и забуду.

А.А. Лебедев: А у меня, наверно, одна глобальная задача, которую я начинаю решать, это все, что касается профессии — научиться открывать следующие горизонты нового.

И.Н Пантин: Выйти на новый уровень развития в своей профессии — задача не из легких. Всегда есть риск успокоиться, катиться по проторенной дорожке, поэтому стремление А. Лебедева к развитию себя и отрасли, можно только приветствовать. Давайте посмотрим, что Герой видео для этого делает.

А.А. Лебедев: Каждый раз, открываешь в одной и той же области, решая одни и те же задачи… сознание все шире-шире-шире. Ты, как такая обратная воронка. Ты постигаешь то, что знал вчера, только по новому. Оно тебе дает посмотреть на мир еще. Я понял очень важную вещь. Жизнь короткая, половину-то я прожил, не так много и осталось. Я понял, что надо отказаться от стилизации, потому что это повторение того, что делали другие и оно бессмысленноЭто самый дешевый пропуск в профессию.

Стилизация — это, например, когда ты делаешь ресторан в египетском стиле. У тебя есть набор узнаваемых образов — фараоны, иероглифы итд. Тебе не надо думатьТы просто берешь этот конструктор, из него делаешь и у тебя получается. Ты можешь стилизовать а-ля викторианский стиль или прованс, или скандинавский стиль, или под Японию.

Любой дизайнер берет из книги референсы и начинает фигачить, не думая.

Ты можешь делать, все, что угодно, но это абсолютно бессмысленно с точки зрения творчества, потому что это повтор из готовых шаблонов. Это, как клипарт.

И.Н. Пантин: Уважаемые Зрители, ненадолго прерывая интервью, акцентирую внимание, что Артемий Лебедев для начала планирует отказаться от стилизации. По этой теме рекомендую проработать подборку материалов: «Подражание известным решениям». Сравнить их с тем, что сказал спикер.

А.А. Лебедев: Вместо того, чтобы делать клипарт — набор заранее заготовленных картинок — я делаю свои картинки. У них нет никакого источника кроме моей головы. Это намного сложнее.

Большинство дизайнеров не понимают как это. Они привыкли работать «вот клипарт, вот список шрифтов, вот результат». Они просто комбинируют.

А. В. Савватеев:Ты просто даешь голове ход и все?

А.А. Лебедев: Я полностью отталкиваюсь от любых исходников, которые где-то есть. Я запрещаю дизайнерам пользоваться референсами. И сам никогда не пользуюсь.

Я никогда не открываю примеры, чтобы понять, куда я свою новую задачу впишу среди этих примеров.

Мне это просто не важно. Все абсолютно с нуля. Это очень сложно. Это как раз интеллектуальная задача.

И.Н. Пантин: Перед тем как мы продолжим смотреть видео, процитирую классика, который дает советы как научиться писать новеллы.

Надо только написать сотню или больше набросков новелл, каж­дый не больше двух страниц, но они должны быть настоль­ко ясными, чтобы каждое слово в них было незаменимым;

надо во всякий день записывать анекдоты, пока не нащупа­ешь их наиболее точную, эффектную форму;

надо без устали собирать и прорисовывать человеческие типы и характеры, а главным образом надо как можно чаще рассказывать и слушать рассказы, пристально всматриваясь и вслушиваясь в реакции других присутствующих, надо путешествовать, подобного пейзажистам и рисовальщикам костюмов, надо конспектировать для себя из книг по разным наукам все то, что при хорошем изложении может произвести художе­ственное впечатление,

надо, наконец, размышлять о моти­вах человеческих поступков, не пренебрегая ни одним по­учением на этот счет, и коллекционировать подобные вещи и днем и ночью.

Пусть в этих разнообразных упражнениях пройдет лет десять: а тогда созданное в мастерской не стыд­но будет показать и на улице

Ф.Ницше, Человеческое, слишком человеческое. В двух томах. / Пер. с нем. В.М. Бакусев. — 2011. — М.: Культурная революция, 2005 с.139-140

Сравните рекомендации Ф.Ницше с тем, что сказал А. Лебедев. Учтите в своих ответах разницу между подходами дизайнера и философа.

А.А. Лебедев:Я вижу вокруг примеры дизайнов, которые постигли это дело, которые делают, не опираясь ни на что.

Не стилизуясь и не цитируя. Есть в творчестве такой тупик интеллектуальный. Знаешь в среде киноведов «вот в этом месте он процитировал, у него приборная панель мерседеса, это отсылка к фильму 53-го года, где там Джеймс Бонд идет, у него тоже была такая же приборная панель» И что? В чем ценность? Что ты процитировал? Ну и что?

Все на свете можно процитирировать. Какой смысл, что ты это сделал. Это отсылка к тому то.

Сделай такую вещь, которую мне потом захочется процитировать. Если говорить простой формулой, то мемы надо создавать, а не репостить.

Я создаю мемы. Это меня полностью загрузит.

И.Н. Пантин: Уважаемые зрители, мы посмотрели фрагмент интервью. Артемий Лебедев рассказывал о своих долгосрочных планах, чтобы открывать «горизонты нового».

Дополнительные материалы, которые помогут разобрать кейс:

Выполнение новых ТРИЗ-разработок по Г.С. Альтшуллеру 

КАК ДЕЛАЮТСЯ ОТКРЫТИЯ (мысли о методике научной работы)

Подражание известным решениям – 86 материалов по теме

МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ НОВЫХ КАЧЕСТВЕННЫХ УРОВНЕЙ / СКАЧКОВ…– видео, 04 мин

ВИДЫ / ТИПЫ МЕТОДИК КРЕАТИВА / ТВОРЧЕСТВА – видео, 42 мин

Научные модели: КАЧЕСТВЕННЫЕ СКАЧКИ – видео, 1 ч 25 мин

ОШИБКИ в РАЗРАБОТКЕ НОВОЙ ТЕОРИИ?.. – видео, 1 ч 12 мин

Предлагаю в комментариях обсудить три вопроса:

  1. Какие ошибки совершают специалисты творческих профессий при поиске новых идей?
  2. Какие существуют решения, чтобы избежать этих ошибок?
  3. Как открывать новые горизонты в вашей профессии?

Каждый четверг в 18.00 мы публикуем для Вас в социальных сетях и на Youtube-канале Rhema, новый кейс. Подписывайтесь на наш канал, жмите колокольчик, чтобы быть в курсе последних событий.

Ждем красивых решений в комментариях под видео.

Использованные материалы:

видео:

Артемий Лебедев и Алексей Савватеев: большая беседа о жизни, математике и дизайне 01:26:28 — 01:30:26 / Маткульт-привет! :: Алексей Савватеев и Ко

фото:

Ф. Ницше/ Public Domain

Прокрутить вверх