Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Упражнения для креативного мышления

Когда нужно завязать шнурки или сделать бутерброд, то вопрос чаще всего решается без посторонней помощи. Можно еще кота Матроскина послушать и есть бутерброд колбасой вниз, чтобы вкуснее было. Просто, понятно, легко проверяется и без последствий в случаи неудачи или ошибки.

Но когда речь заходит о более сложных вопросах, то имеет смысл уточнить у профессионалов — как лучше сделать? Если решения нет, то в каком направлении его искать? Цена ошибки — годы жизни на движение в неправильном направлении.

Доктор психологических наук, доктор философии, профессор, автор более тридцати книг Ковалев Сергей Викторович расскажет о секретах интуиции, как включать креативное мышление и решать задачи

Но Морозов Алексей Александрович, эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.

«…И может быть у нас очень скоро перестанут писать педагогические поэмы и напишут простую деловую книжку «Методика коммунистического воспитания»

А.С.Макаренко., Педагогическая поэма., М., «Советский писатель», 1965 г., с.635

А.А. Морозов: В 1935 году Макаренко создал основу. Прошло почти 100 лет, а методики воспитания, не важно — коммунистическая или другая, до сих пор нет. Потому что это сложная задача. И как ее решать — практически никто не знает. Это касается не только педагогики. Я, как и мои коллеги по проекту VIKENT.RU, занимаюсь решением сложных задач.

Например: когда я занимался бизнесом, я искал методики решения различных проблем. Но, вместо этого, находил инфо-бизнесменов. Пришлось писать бизнес-справочник «Блеф-технологии». Когда занимался проблемой конфликтов с подростками, вместо методик я находил болтунов. Пришлось опять писать книгу «Конфликты подростков и родителей».

Упражнения для креативного мышления

И сейчас я занимаюсь ЛжЭкспертами. Дело в том, что когда выходишь в интернет в поисках методик и решений, то чаще всего попадаются: отдельные кейсы, примеры и подходы разных экспертов. Поэтому мне приходится постоянно просматривать: конференции, видео-выступления, читать книги.

Например сегодня мне попался Сергей Викторович Ковалев, профессор, доктор психологических наук. Он обещает: раскрыть секреты интуиции, рассказать как включать креативное мышление и решать задачи. Берем блокнот, готовим ручку чек-лист Морозова по экспресс диагностики экспертов. Внимательно смотрим и записываем.

Упражнения для креативного мышления

С.В. КовалёвПервое условие нормальной работы интуиции —прекращение мысленного диалога. Вот эта вечная дискуссия, которую ведут там неизвестно кто в твоей голове. Мы все похожи в этом отношении на чукчу: что видит, то и поет. Вот так наш мозг. Девочка прошла, автобус проехал, но если бы только это.

Девочка прошла, автобус проехал — это как известно где-то такая фиксация обезьяны. Обезьяна хочет наслаждаться действительностью. Внезапно включается вторая система: где автобус, мы сейчас пропадем, пропадем, а девочка какая? Это не киллер по вызову? Я условно говорю, утрирую.

Моя мысленная система сидит и начинает икать, потому, что она ничего не может объяснить двум нижним. Значит нужно научиться тупо и грубо выключать свою мысль. Самый простой способ, если появляется мысль типа «мир-бардак», ты должен себе сказать следующее: «Интересно, а какая мысль будет следующей?» И все эти три уровня, тут же замолкают. Им самим интересно. А какая еще?

Упражнения для креативного мышления

Есть целый набор тренировочных этих самых упражнений, с помощью которых можно останавливать мысль. Можно включать мозг в режим повышенной креативности. Это во время остановки с помощью цветных картинок, объемных.

Это уже способ креативности. Потому, на самом деле, когда переходят в объем ты переходишь на новый уровень мышления. Но уровень выше. И поэтому ты можешь сделать следующее:взять задачу, ни хрена не понятно. Взять изображение и сделать его объемным. Сохраняя ощущение объемного изображения, опять взять задачу. Главное — не потеряй. Внезапно задача структурируется и решается.

Упражнения для креативного мышления

А.А. Морозов: То что я и искал. Раньше клиенты требовали, чтобы я сделал проект срочно. Потом у них срок стал «вчера». Сейчас вообще говорят: проект должен быть сдан: внезапно.

А как это сделать? Вот теперь есть ответ. Как решать креативные задачи? Тоже внезапно. Ставлю лайк и смотрим дальше.

Упражнения для креативного мышления

С.В. Ковалёв: Если ты умеешь держать объем изображения, то это часто происходит элементарно просто. Иногда это делается на более простых изображениях — два профиля, похожих на вазу. Нужно вызвать ощущения, что это и профиль, и ваза одновременно.

Совершенно спокойно решается. Однако мы забежали вперед, мне так бессознательно ехидно под бок кинуло. Еще все можно делать так У тебя есть проблемы еще, которые не можешь решить, есть? Я говорю: покажи руками. Ты говоришь: вот, примерно такая. Отлично. Теперь поставь ее перед собой и, глядя прямо и стараясь увидеть края проблемы, разведи руки максимально так, чтобы ты их еще и видел. Есть? Вот так. Опускай руки.

Вспомни проблемы. Ты сейчас вспомнить не можешь. Она развалилась, потому, что фовеальное зрение (суженное восприятие объекта — прим.Морозова А.А.) — это зрение сознательного и сознательное не могло решить. Остальное зрение, бессознательное, оно увидело.

Упражнения для креативного мышления

А.А. Морозов: Представьте себе кучу денег. Делаем изображение объемным и не теряя объема будем раздвигать края. Шире, еще — оп. Ну как, богаче стали? Пишите в личку. Дам реквизиты, куда перечислить проценты в знак благодарности.

Вообще сам прием, он не новый. Развести проблемы руками еще в 1996 году предложила Ирина Аллегрова в песне «Я тучи разведу руками».

Это была шутка юмора. А вот что совсем не смешно: это подсознание увидело то, что не смогло увидеть сознание. Какие сложные задачи были решены подсознанием? Как подсознание за 100 лет помогло написать «Методику воспитания»?

Вообще в слово «подсознание» уже столько мифов и заблуждений натолкали, что создается впечатление, что подсознание это как супермен: все может. Но только в кино и по словам экспертов.

Смотрим дальше.

Упражнения для креативного мышления

С.В. Ковалёв: Может это и зря я сказал, но мне хотелось.Я давно работаю таким образом, ясно? Особенно с такими мелкими проблемами.

Все проблемы делятся на два класса: это надуманные и решаемые. Позволяет избавиться от надуманных проблем.

Упражнения для креативного мышления

А.А. Морозов:: Ну что можно сказать: на любой сложный вопрос всегда найдется простой, быстрый и НЕверный ответ. Вместо секретов интуиции и креативного мышления, нам подсовывают универсальную мантру про подсознание и легкие гимнастические упражнения.

Я тоже раньше искал ответы в интернете. Бизнес-методики, приемы решения конфликтов с подростками, но в итоге создал чек-лист экспресс-диагностики для оценки экспертов, чтобы отсекать информационный мусор. А оставшиеся уже легли в основу моих книг и выступлений.

Чек-лист будет и в описании к этому видео. Пользуйтесь, чтобы не терять свое время зря. Например в данном видео было четыре признака из семи. Напишите в комментариях, какие из них вы заметили.

Ну а я продолжу поиск отдельных приемов кейсов и экспертов по разным направлениям. Подписывайтесь, чтобы следить за процессом поиска и учитесь как отсекать ЛжЭкспертов.

В обществе много проблем. Но болтуны с научными степенями и звонкими титулами заполонили весь эфир. Это социальная проблема, и мы идем к обществу, где люди будут жить на плоской земле, зарабатывать миллиарды без регистрации СМС, и искать одну таблетку для похудения и от всех болезней.

Напоминаем, Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач.

Используемые ссылки:

А.С.Макаренко., Педагогическая поэма., М., «Советский писатель», 1965 г., с.635

Дополнительные материалы:

Изменённые состояния сознания — 91 материал по теме

НЕрешение проблем / задач — 30 материалов по теме:

ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА: ДЕГРАДАЦИЯ — видео, 6 мин:

Использованные материалы:

видео: Про секреты интуиции. Ковалев С.В. // Институт Инновационных Психотехнологий [27:37 — 31:15]

фото: Ирина Аллегрова / Spotify

Прокрутить вверх