Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Как делать научные открытия?

Алексей Александрович Морозов: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, автор книги о социальных проблемах подростков «Конфликты подростков и родителей».

Каплан Александр Яковлевичпсихофизиолог, профессор биофака МГУ им. М. В. Ломоносова.

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...

А.А. МорозовАлександр Сергеевич к сожалению не сказал: сколько заблуждений в творчестве, совсем не чудных, стоит перед человеком. Иначе бы его собрание сочинений увеличилось бы на пару томов. Сколько веков люди пытаются разгадать: как делаются научные открытия. Но вместо решений плодят новые заблуждения или приоткрывают еще не забытое старое.

Как делать научные открытия?

А.Я. Каплан: Есть рассуждения очень известного физика Ричарда Фейнмана, нобелевского лауреата и одного из известных тогда физиков, сделавших квантовую механику. У него есть такие мессенджеровские лекции. Можно почитать, много интересного.

И он рассуждает о том, как делаются открытия. То есть, откуда в голове у человека вдруг берется «нечто», что недоступно было до сего момента никому, и вообще трудно это было сделать. И он, как первооткрыватель квантовой электродинамики и так далее — кому еще, если не ему рассуждать на эту тему?

И он еще опрашивал Эйнштейна, других ученых: как же Вы делаете открытия? Чтобы узнать ход рассуждения. И пришел к удивительному выводу: ни одно из крупных открытий не было сделано алгоритмическим путем.

И сам же себя спрашивает: а как, как это может быть? И он пишет: «to geuss» — они догадываются.

Как делать научные открытия?

А.А. Морозов: Как же узнать — как делаются научные открытия? Ну очевидно же: спросить у великих ученых, особенно, если будет спрашивать другой известный ученый.

Только, во-первых, выборка получилась маловата. Во-вторых, если бы эти ученые сами знали: как делаются научные открытия. Но по закону Клапареда человек слабо осознает свои привычные действия. Поэтому — опросами проблему не решить. Но есть и другой подход — научный

«В процессе эволюции наш мозг научился находить приближённые решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач.

Если бы мы с величайшей точностью знали всё, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвертому уровню. Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвертого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне.

Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы — их нет. Но они могут и должны быть созданы». Конец цитаты

Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 45-46 Цитируется с портала VIKENT.RU: https://vikent.ru/enc/855/

Сравним: научный подход здорового человека и подход курильщика. Генрих Саулович в 1973 году предлагает создавать механизмы решения сложных задач. И на примере ТРИЗ и ЖСТЛ показывает как это сделать. Но спустя почти полвека, после достижения Альтшуллера, нам предлагают пересказ мнений известных ученых, воспринимать как доказанный факт.

Как делать научные открытия?

А.Я. Каплан: Кто подсказал эту догадку? Я не говорю, что это Бог. Но ниточка ведет куда-то туда, где человек не знает, откуда он получил эти сведения.

Если мы будем размышлять без отвлеченных понятий, то это и есть подсказка той ментальной симуляции внешнего мира, которой занимается мозг от рождения человека. Он постепенно устанавливает связи между явлениями, постепенно накапливает опыт работы в этих связях, использование их для своей жизни.

Наконец, он разрабатывает потребности для себя, не только физиологические , но и духовные цельные И в конце концов в этих потребностях придумывает цели и смысл.

Как делать научные открытия?

А.А. Морозов: Слова великих ученых имеют иллюзию истины, даже если это заблуждение.

Умные ведь люди, образованные, знают, что говорят. Но они умные в своей области. Поэтому полезно всегда выписать тезисы и ответить на три вопроса:

  1. Как по мнению Спикера происходят научные открытия?
  2. Поможет ли это вам сделать свои открытия?
  3. Авторитетные мнения тормозят общество или развивают его?

Варианты ваших ответов можем обсудить в комментариях под этим видео. А можете продолжать слушать вековые заблуждения о творчестве и верить на слово тем, кто имеет научную степень и хоть как-то знаменит. Великие же ученые не могут нести бред.

Нобелевскому лауреату и академику Сахарову высокие степени и награды не помешали написать совершенно беспомощные почеркушки в области социальных инноваций. А ему продолжают верить до сих пор.

Используемые ссылки:

— Изобретения четвертого уровня по Г.С. Альтшуллеру: https://vikent.ru/enc/855/

Дополнительные материалы:

— Классификация уровней изобретений / инноваций по Г.С. Альтшуллеру: https://vikent.ru/enc/396/

— Мифы о творческих личностях http://vikent.ru/enc-list/category/25/ – 119 материалов по теме

— История создания алгоритмов творчества http://vikent.ru/enc-list/category/182/ – 57 материалов по теме

— НАУКА: КРЕАТИВ | ТВОРЧЕСТВО | РЕШЕНИЯ = ? https://youtu.be/-WPhIpsVmuo – видео, 19 мин

Использованные материалы:

источник видео: Наблюдатель. Реальность как галлюцинация. Эфир 13.11.2018 https://youtu.be/0f79-TXApEY 28:19 — 30:16 / Телеканал Культура

фото: Г.С. Альтшуллер: https://www.altshuller.ru/photo/photo04.asp / Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера

Прокрутить вверх