Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Профессии будущего и тренды образования

Хорошо весной — природа просыпается, ручейки бегут, свежая зелень… Если, конечно, не выпускной класс. Ладно бы еще только экзамены, но есть беда посерьезней — выбор профессии.

Куда пойти учиться? Какую профессию выбрать? Как помочь найти свое призвание ребенку? Этими вопросами родители загоняют себя в Google.

Хорошо, что у нас в стране есть и академия образования, и современные инновационные площадки — можно послушать выступление Александра Григорьевича Асмолова, психолога, педагога и академика РАН в Сколково, где он расскажет о профессия будущего и трендах образования.

Но наш эксперт, Морозов Алексей Александрович, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.

  1. Подмена содержания видео — смена темы или превращение в рекламный ролик.
  2. Отсутствует структура выступления.
  3. Отсылка к трендовым модным терминам, за которыми есть «технологии».
  4. Эмоциональная накачка вместо фактов и кейсов.
  5. Нет ссылок на источники.
  6. Эксперт в течении выступления противоречит самому себе или цифрам на слайде.
  7. Сверхобещания успеха, результата без ограничений.

Видео: Чек-лист: экспресс-диагностика Экспертов и лже-экспертов… https://youtu.be/6RPqcVrNH5g

A.А. Морозов: Весна, месяц май, красота… Все цветет и пахнет. А еще пахнет ОГЭ, ЕГЭ и выбором профессии. Так что старшеклассникам сейчас не до весны. И запасы валерианы в стране падают до исторических минимумов. Родители переживают за своих детей еще сильнее. Мне как родителю и автору книг «Про конфликты с подростками» эта проблема отлично знакома. А что с решениями?

На портале VIKENT.RU есть хорошая подборка материалов по развитию юношей и девушек. Но что скажет современная педагогическая наука? Интернет же под рукой. Послушаем академика РАО Асмолова Александра Григорьевича о будущих профессиях. Полезно знать: что будет актуальным в будущем, чтобы не прогадать с выбором призвания сейчас, в настоящем.

Блокнот есть, ручка тоже, не забываем про чек-лист экспресс диагностики экспертов. И давайте вместе попробуем разобраться что ждет наших детей в плане образования и выбора профессии в ближайшем будущем.

Академик РАН. психологи и педагог Асмолов Александр Григорьевич

А.Г. Асмолов: …диагностика личности: от презентации через Слово к презентации через Дело и компании Pitch Me и ряд компаний идет по этому пути.

Ведущая: Александр Григорьевич, знаете, что придумал Илон Маск? Он придумал новое выражение: Не storytelling, а storydoing. Берем в дело?

А.Г. Асмолов: О, абсолютно! Learning as Doing. Мы все время… обучения как действия. Кто у кого списал?. Ладно.

Ведущая: Простим таланту.

А.Г. Асмолов: Да, и все помнят этот кадр (из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»), это каждому из вас. А когда вас хотят измерить, вам плохеет.

Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

A.А. Морозов: Storytelling, storydoing, но словообразование из модных терминов хорошо иллюстрирует красивые идеи. Но какую идею? А главное: как ее реализовать на практике? Давайте разбираться дальше.

Академик РАН. психологи и педагог Асмолов Александр Григорьевич

А.Г. Асмолов: И наконец: читайте рассказ Айзека Азимова «Профессия». Гениальный рассказ, когда оказывается, что все профессии делятся на основанные на прошлом опыте, на алгоритмические профессии. Тут адаптивная эволюция: утилитарность, специализация иного преадаптивной профессии.

В этой ситуации, простите за наглое новое имя, мы все идем от моногамных профессий, когда мы были привязаны к профессии всю жизнь, к полигамным профессиям. Когда мы все время выбираем и меняем профессию всегда на этом ресурсе.

Отсюда «Гнездо» профессий в эпоху неопределенности — три сценария. Алгоритмизированные профессии, то что я предлагаю. Трансформация и наконец профессия, которая всегда ставка на непредсказуемость. Они появляются, к Фрейду не ходи. Раньше говорили: к бабке не ходи. Я говорю: к Фрейду не ходи, чтобы сказать что будет, какие ведущие профессии в Making of Mind.

Профессии связаны с производством разума — куратор, тьютор, визионер, хедхантер, мотиватор, коуч, фасилитатор, ментор, навигатор, стратег. Кто-нибудь еще может назвать несколько. Но они совершенно другой курс, другое гнездо. И мы идем по этому пути.

В этой ситуации замечательные китайские коллеги попросили известного писателя проанализировать вместе с ними: кто ведущие менеджеры топ ведущих компаний Майкрософт, Google? Что оказалось, чему они учились? Выяснился следующий факт: до 13, 14, 15 лет ведущие топ-менеджеры больше всего читали фантастику. Обратите внимание, у них больше всего развивались варианты воображения. Обращаю на это ваше внимание.

Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

A.А. Морозов:

У детей ЕГЭ пора,
Выпускной дождаться.
И работать кем тогда,
Чем заниматься?

Вот ЕГЭ сейчас пройдет,
Надо думать наперед —
Аттестаты собирать.
А куда их подавать?

Тут уж к Фрейду не ходи,
Академика спроси!
Где гнездо у инноваций,
Будущих квалификаций?

Академик же в ответ
Story-дуРинг дал совет,
Чтобы Learning был as Doing
Или дети затоскуing…

Много слов хороших,
Правильных, пригожих.
Но так и неясно после доклада —
Что конкретно ДЕЛАТЬ надо?

Академик РАН. психологи и педагог Асмолов Александр Григорьевич

А.Г. Асмолов: Дорогие Коллеги. Еще и еще раз хочу сказать: необходима как никогда так называемая предиктивная диагностика, совершенно новая диагностика. Которая связана была бы с человеческим потенциалом, его непредсказуемостью. Когда была формула, всегда говорили, что в космогенезе — человек делает подобное подобным. По образу и подобию своему.

Я хочу сказать: мы часто ждем от всех вокруг, что они будут действовать по нашему образу и подобию и даже от наших детей. Но мы любим наших детей, мы любим наших близких, когда интересуют не по принципу подобное подобным, а действуют по принципу: подобное бесподобным — персонализации, уникальности и невозможности предсказать другого, но вместе с тем пытаться это делать.

С этим связаны некоторые пути, боюсь слова «тренды», о которых у нас идет речь сегодня и будет идти еще не один день. Спасибо.

Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

A.А. Морозов: Даже без высшего образования легко понять, что фантастикой зачитываются миллиарды людей на планете, а топ-менеджерами почему-то не становятся. Может, одного параметра недостаточно, чтобы делать такие выводы?

В результате три признака из семи. Вместо понимания о профессиях будущего — куча неологизмов и советы читать фантастику вообще и рассказ Айзека Азимова в частности. Подписывайтесь на канал и наши социальные сети, чтобы довести навык критического анализа экспертов до автоматизма.

Проблема выбора профессии — не новая. Помимо подростковых проблем старшеклассники разрываются на части, пытаясь сделать свой выбор. А их родители сходят с ума, пытаясь помочь своим детям. И так происходит из года в год не один уже десяток лет. Решения пытаются найти у экспертов, которых развелось великое множество.

Но чем ближе экзамены, тем сильнее эмоции, которые помешают дать оценку рекомендациям с экрана мониторов. Готовых решений, к сожалению нет, чтобы отсекать #ЛжЭкспертов, нужны бездушные чек-листы и навык их применения на уровне рефлекса. Правильное решение будет проще принимать, если убрать ошибки и пустые рекомендации.

А можно не заморачиваться, оставить все как есть. Мы же с вами как-то выжили — и ничего. Вот и следующее поколение сами как-нибудь решат этот вопрос. Подумаешь, потеряют несколько лет своей жизни. Или пару десятков. Это не страшно, они же молодые. У них еще куча времени, чтобы проиграть свою жизнь.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях, какие признаки заметили Вы? Или их не было в данном видеофрагменте?

Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.

Дополнительные материалы:

  • Творческое развитие юношей и девушек111 материалов по теме: https://vikent.ru/enc-list/category/233/
  • Встреча Наставника-профессионала 58 материалов по теме: https://vikent.ru/enc-list/category/294/
  • ВЫБОР ПРОФЕССИИ 21 ВЕКА из СПИСКА: ТВОРЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ — видео, 28 мин:

Использованные материалы:

видео: 21 10 2019 ЗАЛ »КЕЙНС» 14 00 Chercher un professionnel.Новые тренды,оценка,развитии персонала РУС // Фонд Сколково https://youtu.be/UZMexstYPOw [01:06:40 — 01:09:31]

фото:
А.Г. Асмолов // Личный сайт https://asmolovpsy.ru/ru/biography
https://pixabay.com/images/id-1197602/
https://pixabay.com/images/id-3251607/
https://pixabay.com/images/id-7082154/
https://pixabay.com/images/id-2295431/
https://pixabay.com/images/id-7083494/
https://pixabay.com/images/id-7131200/

Прокрутить вверх