Психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский

Причина конфликтов детей и родителей

Подросток — это человек, который ведёт себя как ребенок, если с ним не обращаются как со взрослым. Каждый родитель знает, какие бывают конфликты с детьми. И когда сам проходил в школе «Отцы и дети» Тургенева, а потом на практике проверял дома полученные знания. И когда уже сам получил возможность посмотреть на конфликт с другой стороны.

Проблеме уже не одно столетие и, может быть, решения давно известны? Стоит лишь задать вопрос в интернете, как известный психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский расскажет о причине конфликтов детей и родителей и даст рекомендации по их разрешению.

Наши вопросы в конце видеофрагмента помогут Вам усвоить информацию, а дополнительная информация лучше понять, что такое воспитание ребенка, какие есть примеры из прошлого и современные методы развития детей.

М.А. Лабковский: Первые споры возникают, когда родители имеют нездоровые амбиции, желая вырастить из ребенка конкретно что-то: физика, математика, Ойстраха (скрипач), Микеланджело (художник и скульптор), Паваротти (оперный певец) — кому что подсказывает фантазия. Дети сопротивляются, упираются, отказываются переворачивать ноты, завязывать шнурки на коньках, держать в руке клюшку и так далее. Некоторые еще отказываются учиться сразу после третьего-четвертого класса.

Это первый конфликт, который возникает, когда у родителей есть ожидания, а дети этим ожиданиям совершенно не соответствуют. Это со стороны родителей

Михаил Александрович отмечает, как в семьи конфликтуют, когда дети не оправдывают ожидания своих родителей

Со стороны детей тоже несоответствие ожиданием любви — то они (родители) орать начинают, то вообще не разговаривают, то обижаются и неделю молчат, то наказывают постоянно, то не поддерживают и критикуют. Это тоже вызывает у детей протест.

С другой стороны, не оправдываются ожидания любви у самих детей

Дальше огромный блок — это подростковый возраст. Всё жутко усугубляется, всё обостряется, потому что ребёнок в 3 года и в 5 лет мало что может ответить, а в 15 уже может. У подростка обостряется чувство справедливости, он чувствует себя обиженным, униженным.

Психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский

Он перестает учиться. Например, в средней школе успеваемость 11%, а в начальной — 50%. Разочарование происходит сразу с обеих сторон. Дети взрослеют, а родители это не принимают. Это самый острый конфликт между «отцами и детьми» вообще за их жизнь.

Дети взрослеют и становятся подростками, а родители эти изменения не принимают.

Он был только что «ангелочек», от него пахло шампунем, в основном детским и это всё. И вдргу он превратился в такое «чудовище», которое требует закрыть дверь за собой, в комнату не входить.

Самая большая трагедия в конфликтах между родителями и детьми то, что они не любят детей просто так. Они любят детей очень условно. Они своим поведением дают понять, что мы любим тебя, когда ты хороший, послушный, хорошо учишься в школе, слушаешься маму, не дерзишь, вовремя спать ложишься, моешь уши и стрижешь ногти. Тогда ты «золотой» ребенок.

Психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский

Как только что-то идет не так — что-то ты стал борзеть, стал курить, почему мы не можешь с тобой договориться, ты огрызаешься, чашку за собой со стола не моешь — мы тебя не любим. Они не говорят «мы тебя не любим», но ведут себя так, что подросток считывает это как нелюбовь.

К чему это приводит в последствии? Самая главная проблема, что когда он вырастает, он не верит в безусловную любовь. Он считает, что всегда надо всё заслуживать. И чтобы тебя любили, ты должен что-то из себя представлять. А просто так, что ты это ты, так не пройдет. И это продолжение конфликта между родителями и детьми в детстве.

Драма семейных конфликтов в том, что любят за что-то, а не просто так, без всяких условий…

А. Бегак: Ну, родители точно должны проявлять особую мудрость, потому что эта подростковая дерзость может быть не только реакцией на ситуацию в семье и повышенные требования. Это может быть результатом того, что модно и принято в этой (подростковой) среде. Подросткам свойственно проявлять себя, как щенок, который хочет…

Психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский и Алексей Бегак

М.А. Лабковский: Если Вы позволите, я хочу Вашу мысль продолжить, очень грамотную мысль. Дети реально, как собаки, как животные должны понимать границы. Они будут туда «тыкаться» и смотреть — насколько им можно. И это вызывает жуткий конфликт.

Это природа и вообще биология то, что ребёнок пытается получить всё сразу, будет хватать, даже грудной, лезть всюду. А когда постарше — требовать, чтобы денег давали на кино, на джинсы, девочки какие-нибудь туфли требовать. Это абсолютно биологическое поведение любого ребёнка, который хочет понять, а где границы заканчиваются.

И усугубляют ситуацию попытки ребенка узнать границы допустимого, с помощью требований получить всё и сразу.

Теперь о родителях в этой ситуации. От них требуются и терпимость и твердость одновременно. Дети очень плохо переживают неуверенных родителей. Они вообще не понимают, что можно, что нельзя? А родители приходят ко мне и говорят: «Ну слабость такая, такой я человек — не могу отказать!» А ребёнок волнуется — Вы сегодня дали. завтра запретили. Он не понимает правил игры…

Но, как хорошо, что есть выход из таких ситуаций!

Проявите твердость какую-то: хотите — давайте, не хотите — не давайте, хотите — соглашайтесь. Подросток должен видеть взрослых людей, которые в себе уверены и ведут себя очень уверенно. Не всем хватает, но родители те же люди, такие же слабости имеют.

Психолог экстра класса, писатель, теле- и радиоведущий Михаил Александрович Лабковский и Алексей Бегак

А. Бегак: Очень полезный разговор, Михаил. Спасибо Вам большое и одно правило я могу из этого вывести. Очень полезно вспомнить, каким ты сам был и встать на место своего ребёнка. Это подходит к чему угодно…


Для постановки навыка, рекомендуем письменно ответить на вопросы видеозадачи:

  1. О какой проблеме идет речь в этом фрагменте?
  2. Какие ошибки допускают её Решатели?
  3. Как её предлагает решать Герой видеозадчи?

Ваши варианты ответов оставляйте в комментариях под видео и в социальных сетях.

Рекомендуем Вам посмотреть базовые видео и проработать дополнительные материалы, чтобы глубже разобраться в теме. Подписывайтесь на видеоканал и наши социальные сети Вконтакте, ЯндексДзен, Телеграм и RuTube. Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.

Рекомендуемые базовые видео:

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Правила жизни. Эфир от 29.01.18 / Телеканал Культура https://youtu.be/HazjvKIwRaQ [19:14- 24:05]

Прокрутить вверх