Бум онлайн-образования породил кучу обучающих курсов, семинаров с вебинарами. Но прежде чем погружаться в тему и платить деньги за нужные знания, полезно посмотреть бесплатную информацию по теме. Интернет ведь большой, там есть все! Поискали, выбрали, а что происходит дальше?
Дальше вместо обещанного мастер-класса почти час идет нахваливание обучающего курса, который (какое чудесное совпадение!) как раз скоро стартует. Или вместо обещанного решения проблемы, на которую Вы пришли посмотреть и разобраться, эксперт говорит, что это скучный формат, лучше поговорить на другую тему и пообщаться залом — живое же общение лучше, чем просто лекция, так ведь?
Нет не так. Если конечно, Вы пришли не развлекаться или просто от скуки. И это первый пункт чек-листа Морозова по оценке экспертов и ЛжЭкспертов. О нем сегодня и пойдет речь.
Всего в чек-листе 7 пунктов. Данное видео создано после тестирования видеозадач, которые можно найти в этом плейлисте. Вышедшие видео не теряют своей актуальности, а Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях Ваши решения задачи. Или вопросы, которые остались после просмотра видео.
Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
А.А. Морозов: Добрый день. Мы с Вами полгода решали видеозадачи по чек-листу Морозова экспресс-диагностики экспертов. Благодарю всех, кто делал это регулярно, письменно и уже нарабатывает себе навык оценки экспертов. Это видно, как меняются Ваши формулировки, и показывает мне — что нужно и можно улучшать.
Чек-лист был задуман для оценки обучающих курсов и не требует дополнительной подготовки с Вашей стороны. Задали вопрос в интернете и с помощью экспресс-диагностики приняли решение: надо Вам тратить время и деньги или лучше поискать другого эксперта.
Задумка это одно, реальность — совсем другое. Давайте вместе разберемся с каждым пунктом чек-листа. Что он обозначает, какие ошибки были сделаны мною и Вами при решении видеозадач. Но не все сразу. начнем с пункта первого. Поехали.
![Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-01-1024x576.png)
Я пришел секрет узнать —
Как проблемы мне решать?
Слушать объяснения,
Наращивать умения.
Себя надо развивать,
Интеллект свой нагружать,
Чтобы не было простоя,
В жизни не было застоя!
А.А. Морозов: Пункт «Подмена содержания видео» бывает двух видов и не касается качества информации или уровня по Матрице знаний Игоря Леонардовича Викентьева, то понимает о чем речь. То есть, если Вам, вместо обещанной методики, решения начинают травить старые байки по теме, делиться личным мнением, рассказывать как оно вообще бывает вместе с хламом из головы эксперта, то это не подмена содержания. Разговор ведь идет по теме!
Первый вид подмены содержания, когда меняют тему разговора, как в старом анекдоте про студента, который выучил только про червей, а билет ему на экзамене попался про слонов. Вот он и начинает выкручиваться: слоны бывают большими, четыре ноги, хвост, червеобразный хобот, а вот у червей…
А как в последний момент меняют тему выступления? А вот так.
![Андрей Владимирович Боков академик РААСН](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-02-1024x580.png)
Ведущий: Сегодня у нас лекция Андрея Владимировича Бокова, народного архитектора РФ, академика Российской академии архитектуры и строительных наук, Президента Московского отделения международной академии архитектуры на тему «Архитектура как видение». В начале у нас было название «Визионерское мышление». Вот Андрей Владимирович в последнюю минуту внес так сказать поправку.
![Владимир Герасичев, бизнес-тренер](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-03-1024x621.png)
В. Герасичев: Тема сегодняшней нашей лекции, тема сегодняшнего нашего разговора «Самомотивация» и «Мотивация как таковая». Поскольку у меня была своя интерпретация «Что такое мотивация», не поленился, залез в интернет, посмотрел, что такое мотивация официально. Но прежде, чем я отвечу на этот вопрос или скажу свою версию, я послушаю Вас.
Мне хотелось предложить Вам, чтобы то, что сегодня будет происходить, проходило бы не в форме лекции, хотя это называется лекция, в форме нашего живого общения.
![Денис Башев,, дизайнер](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-04-1024x646.png)
Д. Башев: Здравствуйте еще раз. Я Денис, графический дизайнер наверное, хотя я сомневаюсь в последнее время, потому что непонятно, что вкладывать в это слово «дизайн» и вообще какая-то рефлексия в эту сторону меня уже замучила. И я просто не понимаю как называть свою профессию до конца. И последние два года я, где бы не выступал, обычно это была просто дискуссия или диалог. Я не готовил никаких презентаций, ничего визуального. Ведь просто разговаривал с людьми.
![Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-04-1-1024x576.png)
В интернете стал искать —
Чем же ум мне свой занять?
В новой теме непростой
Кругозор расширить свой.
Выбрал тему и название,
Почитал и описание —
Академик выступает,
Чай, не лаптем щи хлебает!
Академик — не дурак,
Но вот что-то здесь не так…
Время лекции наступает —
Тему резко он меняет!
Придираться не пригоже —
Названия вроде бы похожи…
Два часа из жизни вон,
А по теме — ничего!
А.А. Морозов: А теперь вспомните как это было в нашей задаче. Спросили у эксперта какие книги читать? Он про них и рассказывает. Какие навыки это поставит, как это сделать? Это уже другой вопрос — вопрос качества и уровня знаний, а не подмены темы.
Спросили у эксперта про мышление — он про него и рассказывает. Как это применить на практике, какой эффект даст? Это уже второй вопрос — вопрос качества и уровня знаний, а не подмены темы. Все ссылки будут в описании к этому видео. Проверьте свои записи и комментарии — нет ли у Вас этой ошибки?
Но гораздо чаще нерадивых академиков, профессоров, не готовых к выступлению экспертов встречается второй вид подмены — на рекламу собственных услуг.
![Павел Михайлович Пискарев, доктор психологических наук, основатель Института Психологии Творчества](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/05/20-1-06-1024x576.png)
П. Пискарев: Куда-то все движется: растешь вверх, будешь падать вниз, просто деградировать. Труд, дело — это часть экзистенции, поэтому на каждом этапе картинка, картинка, картинка. Картинка освоения алгоритмов. Поэтому, когда я говорю, что курс 240 часов, я ведь там 240 часов предметного материала даю. Такого как: изучить искусство, как научиться рисовать, с помощью этого научиться строить свою жизнь. И линию времени строить…
![Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-07-1024x576.png)
Ты пришел секрет узнать,
На вопрос ответ понять.
Кризис, доллар, проблем —
Что же делать с этим всем?
Очень просто — рисовать!
Стрелки в небо направлять!
И смотри, не тормози —
Денег в кассу занеси.
И даст предметный материал
На курсе профессионал —
Куда стрелки рисовать,
Силуэтом управлять.
А.А. Морозов: Иногда выступающие маскируются сложными схемами, красивыми картинками, умными словами и терминами. Внешне выглядит как серьезный подход к делу — успевай записывать и беги выполнять. И будет Вам счастье. Знакомая ситуация? Если эксперт после сложной схемы и умных слов в модели человека будущего предлагает «выбирать сердцем», то это про качество знаний. Просто других решений у эксперта нет. А у меня в интернете для Вас экспертов других нет.
Подмена содержания, это когда вместо обещанной информации, вам начинают продавать книги, обучающие семинары, курсы. Например…
![Брайан Трейси, кададско-американский мотивационный оратор и автор более 80 книг](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/24-2-03-1024x576.png)
Б.Трейси: Однажды я проводил семинар для более чем 500 владельцев бизнеса в Далласе. […]
Например, Вы могли бы записаться на онлайн занятия, которые проводит мастер в интересующей Вас области. Вы могли посетить онлайн курсы или почитать книги, в которых Вы сосредоточитесь на стратегиях самосовершенствования. […]
Иногда одна книга, один курс, одна аудиопрограмма могут сделать Вас богатым.
![Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-09-1024x576.png)
Есть желание прокачаться,
Интеллектуально развиваться.
Я готов — с чего начать?
В интернете стал искать…
Видео в ютубе есть,
А просмотров там не счесть!
И эксперт там знаменит —
Все по пунктам говорит!
Но… то книжку почитай,
То семинары посещай.
А на слайдах у него
То, что знал и до того.
Здесь не про то, как развивать —
Мастер-класс — как продавать!
А.А. Морозов: Ну и правильно — все хорошее только за деньги. А бесплатный сыр — в мышеловке. Зачем эксперту бесплатно делиться знаниями? Если что-то умеешь, делай это за деньги.
Звучит логично, но это стандартное заблуждение. У настоящего профессионала есть чему поучиться и в бесплатных видео. А когда обещанный мастер класс подменяют на рекламный ролик, то и за деньги толку не будет. Я проверял неоднократно. Не попадайтесь на эти уловки. Можете конечно заплатить, деньги ведь обещают вернуть, если не понравится. Но ни один лже эксперт никогда не вернет напрасно потраченное время.
![Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович](https://rhema-expert.ru/wp-content/uploads/2022/06/26-2-10-1024x576.png)
Если ты не мазохист,
Бери Морозова чек-лист!
Свое время береги,
Хламом не грузи мозги!
Мы с Вами разобрались с первым пунктом из семи чек-листа экспресс-диагностики экспертов. И ошибки, которые совершают решатели: вместо подмены содержания оценивают уровень и качество информации. А подмена содержания бывает двух видов: или меняют тему выступления, или превращают все в рекламный ролик. Посмотрите примеры и проверьте свои решения в комментариях. Если же вы решали в уме, есть отличный повод перейти к освоению навыка, а не мечтать об этом.
Все видео будут доступны на нашем канале и не теряют своей актуальности. У вас впереди будет целая неделя, а мы продолжим наше общение в комментариях. В следующий раз мы поговорим про пункт второй чек-листа: структура выступления. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить. И продолжайте совершенствовать свой навык оценки экспертов.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях, какие признаки заметили Вы? Или их не было в данном видеофрагменте?
Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
Используемые ссылки:
Плейлист «Чек-лист экспресс-диагностики Экспертов и #ЛжЭкспертов»
Видеозадача: Soft Skills и чтение книг? https://youtu.be/_4H7mn3X-L8
Видеозадача: Методика продуктивного мышления https://youtu.be/aB2-Imw-YYk
Видеозадача: Модель человека будущего https://youtu.be/GcGJatCNMZU
Дополнительные материалы:
- Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 мин: https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
- Чек-лист: экспресс-диагностика Экспертов и лже-экспертов… — видео, 15 мин: https://youtu.be/6RPqcVrNH5g
Использованные материалы:
видео:
Архитектура как визионерское мышление https://youtu.be/vH92IFfVtsE [0:0- 0:24]
Легкость бытия реальна Лекция Владимира Герасичева https://youtu.be/pIEl7Rg4qF4 [3:00]
Денис Башев, DILETTANT. Понять дизайнера https://youtu.be/CfxAwmIvtWw [1:47]
Нейрографика — творческий метод трансформации XXI века / Павел Пискарев // HighLoad Channel https://youtu.be/iQ0lJ7ywJ2U [1-04-54 — 1-05-12]
Брайан Трейси: 5 способов инвестировать в себя. C чего начать саморазвитие https://youtu.be/srQNyCdwNjQ [4:17 — 5:43]
фото:
Андрей Владимирович Боков // Archi.ru https://archi.ru/en/architects/10163/andrei-bokov
Герасичев Владимир Владимирович // Блог VCV https://blog.vcv.ru/vg
Денис Башев // НИУ ВШЭ https://design.hse.ru/team/4356#
Эндрю Вахтель // Forbes https://forbes.kz/process/education/platon_nash_drug_1555057197
С.Р. Яголковский // НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/org/persons/66842
П.М. Пискарев // Личный сайт https://www.piskarev.ru/persons
П.О. Лукша / Личный Twitter https://twitter.com/luksha
Б.Трейси // Личный сайт https://www.briantracy.com/about/
https://connery.dk/image/box/200287/3920/50000.jpg?oversize=1
http://loc.gov/pictures/resource/cph.3a33351/