Представьте, Вы выбираете себе новый стол, шкаф или прибор, который надо дома потом собрать самостоятельно. Ничего же сложного — составить детали по инструкции и закрутить болты. Все красиво выглядит в рекламе, грамотно описано и упаковано. Нужно, все устраивает — берете!
И если Вы дома вдруг обнаружите, что Вам подсунули просто кучу каких-то случайных деталей никак не связанных друг с другом, то не станете молчать. И даже не будете пытаться, как в старом советском анекдоте, с помощью кувалды и зубила сделать из трактора истребитель. Вы вернете назад этот хлам и всем расскажете, что там лучше ничего не брать.
Но если Вы выбрали видео Эксперта, а там вместо обещанных знаний на Вас вываливают кучу разрозненных фактов, какой-то информации и кейсов, то… То обычно ничего не происходит — ни возмущения, ни возврата, ни желания предупредить других. Интересно, почему?
Сегодня пункт второй чек-листа Морозова по экспресс-диагностике Экспертов и поговорим о структуре выступления.
Всего в чек-листе 7 пунктов. Данное видео создано после тестирования видеозадач, которые можно найти в этом плейлисте. Вышедшие видео не теряют своей актуальности, а Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях Ваши решения задачи. Или вопросы, которые остались после просмотра видео.
Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
И снова здравствуйте. Продолжаем идти по пунктам чек-листа экспресс-диагностики экспертов. В прошлый раз мы с Вами разобрались с ошибкой определения подмены содержания. Сегодня пункт второй — нет структуры выступления. В некоторых видео-задачах Вы указали на эту ошибку.
Парадокс. Пункт такой в чек-листе — есть, ошибка такая в выступлениях экспертов — тоже есть, и не такая уж и редкая. А в вышедших видеозадачах ее нет. Почему? Главная причина для видео-задачи берется небольшой фрагмент выступления, поэтому оценить структуру — что было до него, что было после — очень сложно. Для примера можете посмотреть вот эти выступления Черниговской Татьяны Владимировны. В них хорошо видно отсутствие структуры выступления, как, впрочем, и знаний.
Вторая причина — некоторые выступления для видео-задач, это интервью, а не обучающие видео или научно-познавательные. Но давайте разберемся — что значит структура выступления.
Как бы мне вопрос решить
И чтоб мозг не выносить?
Интернет мы погрызем —
В Яндексе найдется все!
Как запрос ты наберешь,
Так ответов огребешь —
Миллион, и все хотят
Знаний дать и вдохновят!
Где получить знания? Можно самому разобраться в куче информации, которая есть по теме. Но лучше сэкономить свое время и послушать профессионала, кто эту кучу уже разобрал по полочкам: что, зачем идет и почему. А если эксперт этого не сделал, вместо экономии времени вы его потеряете.
Структура информации может быть самая разная: простой — вот проблема, вот решение. Или более сложной, как принято в лучших консалтинговых фирмах и на конференции «Стратегии творчества» трехголовые выводы — вот проблема, как не надо делать, как надо, а что осталось непонятно.
Главное — знания должны быть заранее выстроены в какую-то логическую цепочку и сгруппированы.
Ну что ж приступим,
Порог незнания переступим.
Нам расскажут по порядку,
А мы запишем все в тетрадку:
Что, зачем и почему?
Как что делать по уму?
И какие типовые
Есть ошибки роковые?
Но иногда специалист вместо структурированной информации вываливает на Вас кучу разрозненных фактов и кейсов. Кейсы — это же хорошо, но без системы, структуры, быстро перестаешь понимать: что это, зачем, почему? А главное — что с этим можно сделать?
Попробуйте понять о чем говорит Татьяна Владимировна Черниговская вот в этом видео. Вам понятно — какие испытания ждут человечество? И главное — что с этим можно сделать? Это будет не просто, ведь она и сама не знает, что в этот раз скажет. Это была цитата из начала ее выступления. Не верите — проверьте сами!
Начал слушать, а эксперт
Вдруг устроил тут концерт!
Вроде кейсы говорит,
А со смыслом — дефицит!
Что зачем идет и как —
Все намешано! Бардак
В голове специалиста…
Или может афериста?
Почему так происходит? Да не важно почему — не готов к выступлению или просто «как бы эксперт», сам ничего не знает по теме. Главное другое: Вы задали вопрос Яндексу или Google, у Вас несколько миллионов вариантов ответа — книги, статьи, выступления различных экспертов. Зачем вам разбираться в информационном мусоре, пытаясь понять: есть там что-то полезное или нет?
Если ты не мазохист,
Бери Морозова чек-лист!
Свое время береги,
Хламом не грузи мозги!
Это был второй пункт чек-листа экспресс-диагностики экспертов. Упорядочивание информации очень важно в обучающих видео. Но в коротких задачах этого не показать. Если Вы отмечали этот пункт по вышедшим видео-задачам — это ошибка. А моя ошибка — что включил этот пункт в экспресс-диагностику.
Проверьте свои комментарии и записи, если Вы, конечно, письменно решаете видео-задачи, а не просто потребляте информацию. Если будут вопросы, задавайте их под этим видео. А в следующий раз мы разберем пункт третий чек-листа экспресс-диагностики экспертов — модные термины. Что это такое и с чем их едят? Точнее говоря, почему лучше вообще не употреблять эту гадость. Подписывайтесь на канал и наши социальные сети, чтобы не пропустить.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях, какие признаки заметили Вы? Или их не было в данном видеофрагменте?
Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
Используемые ссылки:
- Плейлист «Чек-лист экспресс-диагностики Экспертов и #ЛжЭкспертов» https://www.youtube.com/playlist?list=PLBBuooA0ol26PlxbWhqeT9ESl6a6KHbNH
Дополнительные материалы:
- Отсутствие выводов, следствий, интерпретаций из научной разработки… https://vikent.ru/enc/447/
- Малая цель, как Внутренние обстоятельства — 24 материала по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/304/
- ДОКЛАД: КАК СДЕЛАТЬ НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ — видео, 2 мин: https://youtu.be/DqFjjxylFGQ
- КОНФЕРЕНЦИЯ: ТЕМА ДОКЛАДА, ТЕЗИСЫ и КАК СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ ? — видео, 19 мин: https://youtu.be/ZWxeEMxFAXU
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 мин: https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Использованные материалы:
- Саммит психологов 2022 // Институт Иматон https://youtu.be/G6CkE9VBdAU [1:19:43 — 1:50:12]
- Лекция «Человек в цифровом мире: вызовы и возможности», Спикер: Черниговская Т.В. // НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург https://youtu.be/5PgDOepNEJ8
- Лекция Татьяны Черниговской «ХХI век как испытание человеческой цивилизации» // manegespb https://youtu.be/uMnwHFz8om0