Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Отцы и Дети

Участники дискуссии:

Алексей Александрович Морозов: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, автор книги о социальных проблемах подростков «Конфликты подростков и родителей».

Андрей Маркович Максимов: журналист, писатель, психофилософ, сценарист, театральный режиссёр и телеведущий.

Алексей Дмитриевич Бегак: художник, дизайнер, фотограф и телеведущий.

А.А. Морозов: Почему верят лже экспертам? Ведь это же просто проверяется: эксперт дает рекомендации, человек выполняет, ничего не получает. Значит: это ЛЖЕ-эксперт и слушать его не надо. Но на практике, человек бегает кругами в поисках решений и слушает одних и тех же людей, пока его проблемы не саморассасывающиеся.

Например: ребенок вырастает, становится взрослым. Но, нерешенные конфликты между родителями и подростками, становятся полноценными конфликтами между родителями и уже взрослыми детьми. А беготня по кругу в поисках решения, будет точно такой же. Только ЛЖЕ-эксперты другие.

А.Д. Бегак: Во всем мире уже давно, а у нас недавно, можно видеть родителей, которые с пеленок таскают своих детей по музеям и галереям. Причины может быть две: их не с кем оставить или родители хотят приобщить детей к искусству.

С одной стороны — это неплохо, а с другой стороны —дети смотрят то, что нравится родителям.

Отцы и Дети

А.М. Максимов: Это неплохо со всех сторон, только плохо начинается потом, когда родители уверены: их эстетический вкус абсолютно правильный и надо ребенку его или привить, или убедить, или вбить. Ко мне очень часто и много людей приходят с детьми на консультацию, у которых проблемы с детьми. Это всегда, в ста случаях из ста, проблема от того, что люди перестают друг друга понимать.

А.А. Морозов: Я заметил: что в ста случаях из ста, люди, которые пьют воду, умирают. Рано или поздно, но неизбежно. Исключения из этого правила — нет.

Вот вроде слушаешь эксперта — все понятно и логично. Но, если разложить рекомендации в цепочку, лучше письменно, начинают торчать признаки ЛЖЕ-эксперта. Седьмой признак из семи, которых я выделил, это универсальность без ограничений. А можно ли все отношения между родителями и подростками свести к одной причине — к непониманию? Или непонимание это не причина, а уже следствие, сделанных ошибок?

Отцы и Дети

А.М. Максимов: Не всегда, но очень часто в основе этого непонимания, лежит разное отношение к искусству. Очень важно, что бы родители понимали — если они действительно хотят понять ребенка, надо то, что ему нравится с ним обсуждать. Не отрицать, а обсуждать и пытаться это понять. А не ругаться: как ты можешь это слушать? Как ты можешь на него смотреть — он весь в наколках?

Вот эти вещи очень отбрасывают ребенка от родителей очень сильно. Потому что ребенку говорят «твой вкус ужасен». Как только человеку говорят «твой вкус ужасен», он не будет этот вкус улучшать, а уйдет в сторону. Если Вы меня не понимаете — я буду со своим ужасным вкусом в сторонке стоять.

Отцы и Дети

А.Д. Бегак: Ведь самое трудное — прервать эту традицию, когда родители считают себя мэтрами, учителями своих детей. Потому что они действительно их учат разговаривать, ходить, держать ложку и так далее. Дальше это переходит на тонкие сферы. И вы совершенно правы — это обрубание контактов.

А.М. Максимов: Очень важно понимать: детей не надо воспитывать — с ними надо общаться. Если ребенок — это человек, с которым мы общаемся, никогда не возникает конфликтов. Если ребенок объект для воспитания — конфликты возникают всегда. А если он объект для воспитания в эстетических всяких вещах, то это конфликт, который неразрешим.

А.А. Морозов: В общем виде — цепочка рассуждения теле эксперта, выглядит следующим образом:

  • берется понятная узнаваемая проблема;
  • предлагается одна понятная простая причина;
  • дается одно понятное очевидное решение.

Но можно ли одним решением избежать всех конфликтов?

Отцы и Дети

А.М. Максимов: Вопрос — а как же воспитывать хороший художественный вкус? Никак. Что такой хороший художественный вкус? Я пошел в Третьяковскую галерею и дважды подряд приводил друзей. Там ужасные художники есть. С моей точки зрения, картина Васнецова «Аленушка» — ужасна, сидит с дебильным лицом человек. А кто-то считает, что это великая картина. Кто из нас прав?

А.Д. Бегак: Здесь нет правых и виноватых совсем. Это система координат людей, язык которых вы принимаете или не принимаете.

А.М. Максимов: Вот это очень правильные слова, которые надо понимать не только в отношении взрослых, но и в отношении детей. Если ребенок не читает, значит он не читает, это не трагично. Значит он будет получать информацию из хороших фильмов, еще откуда-нибудь.

Отцы и Дети

Он не должен быть таким как мы. У нас ни у кого из взрослых нету права на истину. Вот, когда носят детей на выставки, это же хорошо, еще раз повторяю. Потому, что людям дают возможность выбрать. Ужасно — когда настаивают на этом, когда говорят: мы идем смотреть сегодня великие картины.

Вот очень важно понимать, когда ребенок — это человек, имеет право на свободный выбор. И мы должны помочь ему этот выбор сделать.

А.А. Морозов: Четвертый признак лже эксперта — подмена фактов эмоциями. Вместо критериев оценки художественных произведений, например, этапы развития искусства, техники выполнения и еще масса других, предлагается понятное, знакомое — нравится / не нравится. Вот так пробелы в цепочке рассуждения теле-экспертов заполняются общеизвестными мифами, заблуждениями, декларациями.

Они просты и понятны и знакомы человеку и легче воспринимаются от экспертов. И придают иллюзию работоспособности и цепочки рассуждений. Но и это еще не все.

В уравнении есть две стороны. Вот эксперт, который болтает про проблему. А вот человек, у которого эта проблема есть, и она болит и хочется ее поскорее решить. Лучше — вчера. Родителю некогда разбираться, своих дел вагон. И поэтому хочется понятных простых причин. И таких же понятных очевидных решенийВот так и происходит бег по кругу. Жажда быстрых решений не позволяет выбраться из него.

Отцы и Дети

Но есть и другой путь — отсекать ЛЖЕ-экспертов. А для этого нужно выписать цепочку рассуждений и ответить на три вопроса:

  1. О какой проблеме говорит Спикер?
  2. Как Спикер предлагает ее решить?
  3. Нет ли заблуждений и ошибок в рассуждениях Спикера?

Можем обсудить варианты Ваших ответов под этим видео. А можете продолжать бегать по кругу и успокаивать себя: «Надо только потерпеть. Ребенок вырастет, станет взрослым и все поймет».

Может быть…

Когда-нибудь…

Дополнительные материалы:

— Развитие «общей одарённости» у детей по Дину Саймонтону

— НЕрешение проблем / задач – 30 материалов по теме

— Подмена решения эмоциями и разговорами – 20 материалов по теме

— Как разрешить конфликт между подростком и родителями? – видео, 15 мин

Используемые ссылки:

Источник видео: Правила жизни. Эфир от 22.11.17 — Телеканал «Культура» 15:08-18:25 / Телеканал Культура

Прокрутить вверх