Художник и преподаватель Шурипа Станислав Витальевич

Обучение творческой профессии

Высший класс, богема — хорошо!
А креативный — лучше!
Я б в креаторы пошел,
Пусть меня научат!

Учить кого-то всегда было делом сложным и неблагодарным. А учить творчеству, т.е. новому и не понятному — вдвойне тяжёлая задача. И вроде бы много желающих, как учить, так и учиться креативу. Но не хватает знаний — КАК это можно сделать.

Художник, куратор и преподаватель Института Современного Искусства Шурипа Станислав Витальевич делится своим опытом обучения художественному ремеслу.

С.В. Шурипа: Там Вы сможете увидеть действительно широкий разброс самых разных подходов к искусству. И это, собственно говоря, то, с чем мы сознательно стараемся работать, поэтому у нас отношение «мастер-ученик», они очень размыты, если они вообще существуют. Мне кажется, что их вообще нет. Часто студенты говорят о некой особой атмосфере в нашем институте — взаимоуважения что ли. Не сказать преподаватель и студент были действительно вот абсолютно на равных. Но, тем не менее, вот нет такого менторства, нет обращения к студентам свысока.

При обучении учитель не должен смотреть на ученика сверху вниз.

И это, кстати говоря, важный момент и не только с морально-этических позиций. И это часть, если быть точным, профессиональной этики. Для того, чтобы быть современным художником, чтобы работать. в поле, где основной закон полная свобода и неограниченное разнообразие в выборе сюжетов, техника и так далее… Строго говоря, этому научить очень сложно — быть современным художником.

Поэтому один из основных методов, принятых сегодня в мире, и мы ориентируемся на такого рода практики — это просто рассказывать и показывать как можно больше нашим учащимся того, что бывает в искусстве, как устроена современная культура, какими идеями, контекстами питается современное искусство. Кто такой или кто такая современный художник.

Будущему художнику важно расширять кругозор в искусстве.

Действительно, для нашего профессионального поля характерно отношение к художнику не столько как к исполнителю или человеку, который умеет изготавливать какие-то объекты, которые оцениваются как искусство или объекты для эстетического наслаждения. Современный художник — это достаточно важная фигура в современной культуре. И комментатор каких-то событий, и человек, который через себя пропускают дух времени и находят какие-то неожиданные отголоски новых вещей, нового опыта. Чего-то такого, что и еще для повседневной установки сознания не совсем явно.

Художник и преподаватель Шурипа Станислав Витальевич

А потом проходят годы, может даже десятилетия, и то, что художник улавливает раньше всех, вдруг оказывается достоянием всеобщего опыта. Это такой общий закон развития современной культуры.

И не в коем случае нельзя к нему относиться как к исполнителю.

Я мог бы и дальше рассказывать о разных программах, довольно интересных инициатив, с которыми мы работаем в нашем институте, и которые развивают сами наши учащиеся. Скажу напоследок, что если говорить о методе, о том как можно все-таки научить человека быть художником. А ведь тут речь идет не о том, чтобы научить что-то делать, а о том, чтобы научить быть. Как можно научить человека быть кем-то? Практически невозможно.

Речь идет наверное о включенности и в систему профессиональных отношений, и в систему идей, каких-то критериев, традиций, которые существуют в этой бурно развивающейся, экспериментальной, но в то же время уже имеющая некие свои традиции в области современного искусства. И эта включенность даётся за счет того, что наши преподаватели, включая и Андрея, это активные участники профессиональной жизни на художественной сцене Москвы, России и ряда зарубежных стран.

А главное погрузить профессиональную среду уже сложившихся специалистов.

Контакт с преподавателями, с другими молодыми художниками, постоянная выставочная практика — вот это включённость в профессиональную деятельность, она, на мой взгляд, является основным залогом того, что наши выпускники довольно легко становятся действующими современными художниками.

Художник и преподаватель Шурипа Станислав Витальевич

Если пытаться в цифрах вычислять полезность нашей работы, то у нас довольно высокий коэффициент полезного действия. Очень многие наши выпускники работают как художники, организуют художественные сообщества и так далее.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Можно ли женщине стать гениальным писателем?
  2. Какие ограничения для этого видит Героиня видеозадачи?
  3. Известны ли вам способы обхода этих барьеров и КОНТРпримеры?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Образование 12.9 https://vk.com/video-198432432_456239125 [20:31-25:45]

Прокрутить вверх