Высший класс, богема — хорошо! А креативный — лучше! Я б в креаторы пошел, Пусть меня научат!
Учить кого-то всегда было делом сложным и неблагодарным. А учить творчеству, т.е. новому и не понятному — вдвойне тяжёлая задача. И вроде бы много желающих, как учить, так и учиться креативу. Но не хватает знаний — КАК это можно сделать.
Художник, куратор и преподаватель Института Современного Искусства Шурипа Станислав Витальевич делится своим опытом обучения художественному ремеслу.
С.В. Шурипа: Там Вы сможете увидеть действительно широкий разброс самых разных подходов к искусству. И это, собственно говоря, то, с чем мы сознательно стараемся работать, поэтому у нас отношение «мастер-ученик», они очень размыты, если они вообще существуют. Мне кажется, что их вообще нет. Часто студенты говорят о некой особой атмосфере в нашем институте — взаимоуважения что ли. Не сказать преподаватель и студент были действительно вот абсолютно на равных. Но, тем не менее, вот нет такого менторства, нет обращения к студентам свысока.
При обучении учитель не должен смотреть на ученика сверху вниз.
И это, кстати говоря, важный момент и не только с морально-этических позиций. И это часть, если быть точным, профессиональной этики. Для того, чтобы быть современным художником, чтобы работать. в поле, где основной закон полная свобода и неограниченное разнообразие в выборе сюжетов, техника и так далее… Строго говоря, этому научить очень сложно — быть современным художником.
Поэтому один из основных методов, принятых сегодня в мире, и мы ориентируемся на такого рода практики — это просто рассказывать и показывать как можно больше нашим учащимся того, что бывает в искусстве, как устроена современная культура, какими идеями, контекстами питается современное искусство. Кто такой или кто такая современный художник.
Будущему художнику важно расширять кругозор в искусстве.
Действительно, для нашего профессионального поля характерно отношение к художнику не столько как к исполнителю или человеку, который умеет изготавливать какие-то объекты, которые оцениваются как искусство или объекты для эстетического наслаждения. Современный художник — это достаточно важная фигура в современной культуре. И комментатор каких-то событий, и человек, который через себя пропускают дух времени и находят какие-то неожиданные отголоски новых вещей, нового опыта. Чего-то такого, что и еще для повседневной установки сознания не совсем явно.
А потом проходят годы, может даже десятилетия, и то, что художник улавливает раньше всех, вдруг оказывается достоянием всеобщего опыта. Это такой общий закон развития современной культуры.
И не в коем случае нельзя к нему относиться как к исполнителю.
Я мог бы и дальше рассказывать о разных программах, довольно интересных инициатив, с которыми мы работаем в нашем институте, и которые развивают сами наши учащиеся. Скажу напоследок, что если говорить о методе, о том как можно все-таки научить человека быть художником. А ведь тут речь идет не о том, чтобы научить что-то делать, а о том, чтобы научить быть. Как можно научить человека быть кем-то? Практически невозможно.
Речь идет наверное о включенности и в систему профессиональных отношений, и в систему идей, каких-то критериев, традиций, которые существуют в этой бурно развивающейся, экспериментальной, но в то же время уже имеющая некие свои традиции в области современного искусства. И эта включенность даётся за счет того, что наши преподаватели, включая и Андрея, это активные участники профессиональной жизни на художественной сцене Москвы, России и ряда зарубежных стран.
А главное погрузить профессиональную среду уже сложившихся специалистов.
Контакт с преподавателями, с другими молодыми художниками, постоянная выставочная практика — вот это включённость в профессиональную деятельность, она, на мой взгляд, является основным залогом того, что наши выпускники довольно легко становятся действующими современными художниками.
Если пытаться в цифрах вычислять полезность нашей работы, то у нас довольно высокий коэффициент полезного действия. Очень многие наши выпускники работают как художники, организуют художественные сообщества и так далее.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Можно ли женщине стать гениальным писателем?
- Какие ограничения для этого видит Героиня видеозадачи?
- Известны ли вам способы обхода этих барьеров и КОНТРпримеры?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 111 материалов по теме «Творческое развитие юношей и девушек» https://vikent.ru/enc-list/category/233/
- 47 материалов по теме «Живопись, скульптура, дизайн» https://vikent.ru/enc-list/category/84/
- ВЫБОР ПРОФЕССИИ 21 ВЕКА из СПИСКА: ТВОРЧЕСКИХ, НАУЧНЫХ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ — видео, 24 мин, https://youtu.be/k6LdGfCwfEc
Использованные материалы:
Видео: Образование 12.9 https://vk.com/video-198432432_456239125 [20:31-25:45]