Нет ничего более постоянного, чем временные трудности. Многие болезни общества не получили своевременного лечения и стали хроническими. А неучтенные ошибки становятся любимыми граблями, на которых танцует каждое поколение.
Старые проблемы ждут новых решений, подходов и людей, которые это смогут создать социальные инновации. Какими качествами должен обладать инноватор? Есть надежда на ответ от кандидата экономических наук и директора Центра научно-технологического прогнозирования ВШЭ Александра Александровича Чулок.
Но наш эксперт, Морозов Алексей Александрович, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.
- Подмена содержания видео — смена темы или превращение в рекламный ролик.
- Отсутствует структура выступления.
- Отсылка к трендовым модным терминам, за которыми есть „технологии“.
- Эмоциональная накачка вместо фактов и кейсов.
- Нет ссылок на источники.
- Эксперт в течении выступления противоречит самому себе или цифрам на слайде.
- Сверхобещания успеха, результата без ограничений.»
А.А. Морозов:
Инновация — конечный результат научно технического или иного творчества, приводящего к существенному изменению жизнедеятельности человека, общества, природы.
Большая российская энциклопедия.
Как и мои коллеги по проекту VIKENT.RU, я занимаюсь созданием социальных инноваций. И меня интересует один вопрос — какими качествами должен должен обладать человек, чтобы создать прорывные инновации?
Как говорится: гугл в помощь и Александр Александрович Чулок, кандидат экономических наук, директор центра научно- технологического прогнозирования ВШЭ, готов ответить на мой вопрос.
Блокнот и чек-лист экспресс диагностики экспертов меня не раз уже выручали. И я готов вместе с Вами узнать — какими качествами должен обладать инноватор? Смотрим!
А.А. Чулок: Компетенцию инноватора надо пытаться вырастить не у всех, но по крайней мере надо пытаться, начиная со школьной скамьи. Тогда мы сможем создать новое поколение, которое не боится изменений, которое готово брать на себя ответственность, которое хочет изменить нашу жизнь к лучшему.
Но для того, чтобы эта активность была повсеместно, для того, чтобы мы двигались вперед, нужно основываться на научно обоснованной базе. Безусловно.
А.А. Морозов: Правильно, научное мышление хотелось бы прививать как можно раньше. Ведь это как инструмент, которым человек будет пользоваться всю оставшуюся жизнь. Или наоборот — он будет жить средневековыми заблуждениями и суевериями, что отлично видно в социальных сетях.
Похоже мы с вами на правильном пути.
А.А. Чулок: Во всем мире такой базой являются форсайты и классическое прогнозирование, когда мы вначале смотрим облик будущего и от этого облика будущего уже ставим задачи инноваторам.
Конечно, это не значит, что нужно ограничивать полет фантазии. Очень многие инновации именно рождались из научных исследований или с попытки оптимизировать какие-то процессы, даже рутинные, которые никто не хотел делать. Но задавать тон, задавать направление этого бурного роста в современных условиях точно нужно, потому, что ресурсы ограничены и время ограничено.
Мы сталкиваемся, а современное поколение в этом десятилетии с 20 по 30 годы точно столкнется с рядом очень серьезных глобальных вызовов. Они, конечно, будут проявляться в изменении климата, нам надо решать сложные транспортные задачи. Может быть даже попытки начать колонизацию Марса, о чем сейчас многие говорят.
И тех задач, которые у нас перед глазами — это и пробки, и экологический транспорт, и развитие электромобилей во многих странах. Когда например вас просто не пускают в города автомобили с двигателем внутреннего сгорания. Какие инновации Вы здесь примените, для того чтобы решить этот вызов и на него ответить?
Это, конечно, вызовы, связанные с улучшением человека, медицины — сейчас об этом много говорится. Но без инноваций мы точно здесь не сможем двигаться. То есть, определить тот контур, то будущее к которым инновации должны привести. Это наверное первый очень важный шаг.
А.А. Морозов: Все правильно: ресурсы ограничены, времени нет — всё так. А мне про какой-то форсайт опять начинают рассказывать. И потом какая-то мешанина из модной повестки: от климатической и пробок на дорогах до колонизации Марса…
Но это пока был только первый шаг. И пока первый признак. Давайте вместе посмотрим, что будет дальше, что еще скажет кандидат в экономические науки.
А.А. Чулок: Второй шаг — это создать такой кипящий бульон постоянных инноваций, как его называют на жаргоне. Мне кажется, что часто мы воспринимаем инновации по принципу зоопарка — вот здесь у нас есть немного инноваций, вот тут у нас есть инновации. Посмотрите: вот здесь мы добились больших результатов. Инновации должны стать воздухом, должны стать источником для выживания и конкурентоспособности, а не какой-то отдельной деятельностью.
Конечно, компетенция должна быть особенная. Например, у нас в ВШЭ мы учим ребят управлять наукой, технологиями, инновациями. Но я считаю, что эта инновационная деятельность коснется всех. Почему мы хотим, чтобы одни компании были инновационными, а другие нет? Почему мы хотим, чтобы одни люди вкладывались в изменения общества жизни к лучшему, а другие только этим пользовались?
Я думаю, что желание быть инновационно активными надо, по крайней мере, стараться воспитывать во всех людях, наших гражданах и тех, кто непосредственно связан с экономикой, с производством.
А.А. Морозов: Я соглашусь: инновации должны стать источником конкурентоспособности. Компетенции надо развивать, воспитывать. Учиться, учиться, учиться и еще раз учиться. Экономика должна быть экономной. Даешь пятилетку в 4 года!
Забавно! Вроде про рыночную экономику, а почти советские лозунги. Но мы то с вами знаем, что лозунгами и призывами социализм не построить. И задачи не решить. Может быть дальше будет конкретика, методики, технологии, а не только инновационные сотрясения воздуха?
А.А. Чулок: Поэтому следующий навык, который, как мне кажется, достаточно не прост для успешного инноватора, это сочетание креативности и в каком-то смысле критики. С креативностью у нас все хорошо, можем много что придумать, у нас замечательно все с фантазией. С критикой тоже — хлебом не корми, дай кого-нибудь покритиковать.
Насколько мы можем совмещать эти две компетенции в одном человеке или в одном процессе? Быть и критичными и при этом креативными. В прошлом году мы проводили опрос вместе с ассоциацией менеджеров по ключевым навыкам топ руководителя по маркетингу, финансам или вообще руководителя компании.
На первое место вышли навыки умения видеть будущее и сплотить вокруг этого будущего команду. Умение находить нестандартные эффективные при этом бизнес решения в постоянно меняющейся среде. Ну и наконец сочетать креативность и критику. Чем вам не профиль идеального инноватора?
А.А. Морозов:
Расскажи ка мне эксперт
Про то, где знаний моих нет.
Укажи мне компетенции —
Инноваторов секрет!
Расскажи мне, не томи —
Чему студентов учишь ты?
В прекрасное будущее приведи!
Инноватором стать помоги!
Методик нету? Не беда!
Перемешивай слова,
Завари бульон кипучий,
Да добавь проблемы жгучей!
И нельзя без аналитик,
Креативности и критик.
Но я бы отказался
Такой есть винегрет.
Стошнить желудок может,
Мозг, к сожалению, нет!
А.А. Чулок: Я считаю, что если мы говорим о переходе на инновационный ход развития, если мы хотим, чтобы инновации развивались в нашей стране, нам нужно постараться сделать их как национальную цель, задачу. Сейчас многие увлеклись здоровым образом жизни. Все хотят бегать или правильно питаться, смотреть на собственную диету.
Но инновации для экономики — это тот же здоровый образ жизни. Без инноваций мы точно не сможем конкурировать с другими странами. А как раз именно конкуренция создает инновации, как это не парадоксально. Без ужесточения конкуренции, без ее прохождения в нормальных рыночных условиях, без борьбы, инновации точно не будут рождаться.
А.А. Морозов: Я конечно понимаю, что за 15 минут многое не рассказать по теме «инновации». Но наговорить банальности, в которых три признака из семи — это уже слишком. Подписывайтесь на канал, потому что ни громкие лозунги, ни научные степени, ни известность ВУЗА не гарантируют качество знаний.
Про инновации можно мечтать — как они придут и изменят мир к лучшему, решат многие проблемы. Но если о них только мечтать, а не изучать; выдумывать слова, а не создавать методики — ничего, кроме громких лозунгов, не получит.
Еще в 80-х годах прошлого века Генрих Саулович Альтшуллер предложил 6 качеств Творческой личности. Страна была другой, слова не такие красивые и модные как сейчас… Тот шанс был упущен, а ведь нас с Вами могли воспитывать совсем по другому.
С тех пор ничего не изменилось. И теперь уже мы с Вами минируем будущее следующего поколения…
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях, какие признаки заметили Вы? Или их не было в данном видеофрагменте?
Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
Используемые ссылки:
Инновация (Большая Российская Энциклопедия) https://bigenc.ru/economics/text/2012242
Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру: https://vikent.ru/enc/132/
Дополнительные материалы:
— Качества творческой личности — 42 материала по теме: https://vikent.ru/enc-list/category/14/
— Мифы о творческих личностях — 119 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/25/
— ТВОРЧЕСКИЕ НАВЫКИ, УМЕНИЯ, ПРИВЫЧКИ — видео, 3 мин:
Использованные материалы:
видео: Основные ошибки инноваторов — Александр Чулок // ПостНаука https://youtu.be/EJzj875zak4 [4.55-10.14]
фото:
- А.А. Чулок // НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/staff/Alexander.Chulok ;
- Плакаты СССР;
- Фрагмент фильма «Белое солнце пустыни», Мосфильм, СССР, 1969.