Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Новые идеи для решения

Одна из проблем в поиске решения — инерция мышления. Когда уже есть решение, пусть и не очень оптимальное, то мысль стремится идти уже пройденными дорогами. Не хватает свежего взгляда со стороны. Вдруг уже известные приемы в одной области можно применить решении проблем в другой области?

О практических методах и новых подходах в поиске идей расскажет Дмитрий Карпов, педагог дизайна, лидер школы «Креативное мышление»

Но наш эксперт, Морозов Алексей Александрович, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.

  1. Подмена содержания видео — смена темы или превращение в рекламный ролик.
  2. Отсутствует структура выступления.
  3. Отсылка к трендовым модным терминам, за которыми есть «технологии».
  4. Эмоциональная накачка вместо фактов и кейсов.
  5. Нет ссылок на источники.
  6. Эксперт в течении выступления противоречит самому себе или цифрам на слайде.
  7. Сверхобещания успеха, результата без ограничений.

Видео: Чек-лист: экспресс-диагностика Экспертов и лже-экспертов… https://youtu.be/6RPqcVrNH5g

«Наука во всем мире сегодня логически подошла к такому этапу в своем развитии, когда исследования в различных областях науки и технологии приобретают все более междисциплинарный характер, переходя на качественно новый этап».

Величковский Б.М., Конвергенция сознания и технологический прогресс, журнал «В мире науки», 2012 г., N 1, с. 13. Источник — портал VIKENT.RU: https://vikent.ru/author/2774/

А.А. Морозов: Отличная идея — собрать вместе специалистов, и решения в одной области могут стать решением актуальных проблем в другой. Нужна практика! Как и мои коллеги по проекту VIKENT.RU, я занимаюсь исследованием старых социальных проблем. Ежедневно часами просматриваю разных экспертов в поисках новых решений и подходов.

Информации в интернете море. И сегодня Дмитрий Карпов, педагог дизайна, лидер школы «Креативное мышление» расскажет про практические методы работы с креативными идеями.

Не нужно надеяться на память — берите блокнот и ручку. И не надо надеяться на ощущения, пока Вы не довели навык анализа информации до рефлекса — берите чек-лист экспресс диагностики и экспертов. И давайте вместе сегодня научимся практическим приемам и методикам междисциплинарности.

Дмитрий Карпов

Д. Карпов: Здравствуйте друзья, я Дмитрий Карпов и сейчас я хотел бы поделиться некоторыми практическими приемами, подходами, методиками и прикладными методами работы с идеями.

Поскольку я работаю с креативным мышлением, дизайн мышлением, с тем как работают дизайнеры, накопился достаточно большой опыт. Одна из практик, которую я попробовал в различных университетах и университетах европейских и в МГУ. Это интересная практика, когда есть возможность собрать с разных факультетов разных студентов.

А.А. Морозов:: 30 секунд и ворох громких слов. А среди них затесался один модный термин, за которым якобы есть технологии. Интересно, а вы его услышали? Напишите в комментариях, какой он по вашему мнению?

Но это только начало. Давайте вместе посмотрим, что скажет лидер школы «Креативное мышление» дальше. Ведь он обещал методики и практику.

Дмитрий Карпов

Д. Карпов: И в данном случае, когда Вы работаете над Вашим проектом, будет здорово, если Вы соберете совершенно разных специалистов из разных областей. Люди, которые изучают экологию, математику, медицину, социологию, физику или работают в этих областях. И одна из практик она называется «Вершина». Это когда мы берем и просто обозначаем некоторую вершину, которую нам нужно найти. Идею, которую нам нужно найти, подход или метод.

Но что интересно? На каждом из этапов, каждый из участников рассказывает про то открытие, которое в его области является сейчас самым актуальным. То есть физики рассказывают про то, что сейчас происходит в физике, в плазме например и так далее. Те, кто работает в медицине рассказывают, как движутся дела в науке, медицине. То есть те научные открытия, которые последние их породили или удивили.

Те, кто занимается социологией, рассказывают про устройство общества, про то, как они наблюдали, какие статьи выходили, какие исследования и так далее. Это может быть и математика, и дизайн, технологии. Это может быть совершенно разный опыт. Может даже и политический опыт в некотором смысле.

И после того, как каждый рассказал простыми словами, чтобы каждому было понятно в чем заключается новое открытие, каждый себе представляет простой момент, что он как бы поднимается по этим этапам и оказывается на плато, оказывается на вершине.

И на этой вершине он зачастую видит всегда некоторое решение, он видит некоторую гипотезу, некоторое абстрактное очертание идеи, которая складывается зачастую из математики, и физики из открытий в социологии. Из-за того, что произошло в дизайне, в технологии и в различных областях человеческой культуры. И это помогает находить действительно очень интересные комбинации.

Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

А.А. Морозов::

Как найти себе идею?
Расскажи, эксперт, скорее!
Что мне делать? Научи
Меж-дисци-плинар-ности!

А эксперт уж рад стараться!
И не надо напрягаться!
Раз проблема в вузах есть
И студентов там не счесть.

Соберет всех вместе в зале,
С разных кафедр в идеале,
И рассказывать заставит,
Чтобы публику вовлечь,
В двух словах, чтоб понимали,
О какой проблеме речь!

Развлеклись и разошлись…
Студенты дальше отдыхать,
А эксперт пойдет пахать,
Успех успешный воспевать.
О методиках практичных
Меж-дисци-плинаро-стичных!

Все довольны, лишь вопрос
Эксперт экспертов произнес:
«Ну, студентов он развлек,
А для взрослых в чем урок?»

Дмитрий Карпов

Д. Карпов: После того, как люди описывают что они увидели на этой вершине, как бы находясь там в своем воображении, они позже, спускаясь на землю, рассказывают: «А что, если вот так?» А что если мы, допустим, проблемы, которые у нас есть, я этими материалами, в этой экологической ситуации… И мы переводим из разряда физики переводим в разряд медицины например. Что нам необходимо узнать и дополнительные исследования провести, чтобы эту идею получить?

И я увидел очень хороший результат у студентов МГУ, когда из разных факультетов, из групп, собираются разные студенты и предлагают идеи. Действительно интересные, действительно основательные и прорывные.

Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

А.А. Морозов:: «Никогда такого не было и вот опять» (© В.С. Черномырдин). Вместо методики нам рассказывают как развлекаются студенты. Вместо практики междисциплинарности — четыре признака из семи за три минуты. Рекорд достоин стиха, который я сморозил.

Чек-лист будет в описании к этому видео. И подписывайтесь на канал и наши социальные сети. Несколько минут потерять не страшно. Но представьте себе, сколько людей потеряли годы своей жизни, участвуя в этих мероприятиях, а потом еще пытаясь решить реальные задачи у себя в голове.

Получается, что на любую здравую идею прибегает толпа «какбы экспертов», начинает суетиться, ставить опыты над студентами, а затем бегает по площадкам и рассказывает про свой успешный успех. А сама идея, здравая поначалу, втаптывается в пыль так, что потом к ней десятки лет никто подойти не может.

Один из подходов в междисциплинарности предложил еще в 1969 году и на практике применял в ТРИЗ Генрих Саулович Альтшуллер. Это ведущая и ведомая область. Прошло более 50 лет, ничего не изменилось. Судя по всему не изменится и дальше. Вы ведь тоже мои кейсы решаете у себя в голове?


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите в комментариях, какие признаки заметили Вы? Или их не было в данном видеофрагменте?

Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.

Используемые ссылки:

Дополнительные материалы:

  • Создание технических инноваций — 28 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/240/
  • Создание НЕтехнических инноваций — 39 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/241/
  • НЕРАВНОМЕРНОСТЬ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ & ВЕДУЩИЕ ОБЛАСТИ в ТРИЗ — видео, 22 мин:

Использованные материалы:

видео: Дмитрий Карпов: Вершина. Идея, которую нужно найти // Клубы Мышления https://youtu.be/egzAHM8D5nk [00:14 — 03:10]

фото:
— Б.М. Виличковский // ИСАРАН https://isaran.ru/?q=ru/person&guid=A53DEEB3-64C2-11DF-13AA-A8BC23AF3F2C
— Д.Карпов // Школа мышления https://mindclubs.com/km_schools
— В.С.Черномырдин // Wikipedia https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3d/ЧЕРНОМЫРДИНВикторСтепанович.jpg

Прокрутить вверх