Моделирование и цифровой двойник

Участники дискуссии:

Алексей Александрович Морозов: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, автор книги о социальных проблемах подростков «Конфликты подростков и родителей».

Александр Александрович Аузан: декан экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор.

Лев Самуилович Клейн: культуролог, историк науки.

А. А. Морозов: Мы живем в информационном мире. Но вот парадокс — знания катастрофически не хватает. Качественного, упакованного, готового к применению. Это относится ко всему. Надо запустить рекламу в социальные сети, или занимаешься саморазвитием и тщетно пытаешься понять — чем банальная лень отличается от модной прокрастинации.

Морозов А.А / Скрин из видео
Морозов А.А / Скрин из видео

Зайти в интернет в поиске информации, как в болоте увязнуть — вроде воды по горло, а пить нечего!..

А. А. Аузан:Я согласен, что цифровой двойник — это очень мощная вещь. Гораздо более мощная, чем большие данные.

Вы имеете некоторую группу математических моделей, не цифровая тень, а действующая модель, которая может предсказать разные состояния.

Я согласен с Алексеем Геннадьевичем, суть-то вопроса какая? Мы человека воспринимаем как аддитивную сумму или не аддитивную? Если мы собрали из деталей человека, то это [будет] этот человек? Или он одарен неформализованными элементами, которые кто-то назовет душой, кто-то эмоциональным интеллектом, кто-то индивидуальностью.

Источник: Скриншот из видео: ОТ ПРОГНОЗОВ К РЕАЛЬНОСТИ: ЧТО НАС ЖДЕТ В ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ https://youtu.be/_esyGKUL5Lw
Источник: Скриншот из видео: ОТ ПРОГНОЗОВ К РЕАЛЬНОСТИ: ЧТО НАС ЖДЕТ В ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ https://youtu.be/_esyGKUL5Lw

Я думаю, что по крайней мере все здесь присутствующие обладают этим свойством, которое вряд ли поддается моделированию и передаче в цифровом веке.

А. А. Морозов: Когда человек ищет решение и копается в информации, обычно в оценке выбирает между методами гуманитарных или точных наук. Но я не про вечный спор лириков и физиков, а про общую типовую ошибку — слепой перенос приемов из одной области в другую без адаптации и учета сложности. Это порождает ошибки и заблуждения

Л.С. Клейн:

«Простота гуманитарного знания кажущаяся. Она привлекает ко всяким интернетным форумам массу фриков и графоманов, которым кажется, что физикой и математикой овладеть трудно, а тут всё просто. Язык обычный, несколько терминов легко усвоить, и решай все проблемы запросто! Им невдомёк, что за каждым фактом тут стоят связанные с ним теории, а за каждым законом — масса оговорок и исключений, условий и подвохов. Что нужно знать все связи и опыты решения. Что каждая идея должна быть включена в теоретические системы.

Нередко и опытные учёные естественных и точных наук попадаются в эти сети. Известен казус академика Фоменко с его «новой хронологией», химика Клёсова с его ДНК-генеалогией и других. Вне их специальностей их клеймят как лжеучёных — и за дело клеймят»

Бутягин А., Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием» (интервью, 2015 г.). Электронный ресурс: http://arzamas.academy/materials/404

С полной версией статьи можно ознакомиться по ссылке

А. А. Морозов: Это были лирики про методы физиков. Физики же справедливо упрекают гуманитариев в бесконечной болтовне. Но для тех и других одна из типичных ошибок при изучении незнакомой, сложной проблемы — попытка разобрать на части и собрать обратно. Это не всегда работает даже в технической сфере — разобрать мотор легко, но не факт, что после сборки заведется. Еще и полведра запчастей останется.

Морозов А.А / Скрин из видео
Морозов А.А / Скрин из видео

Но вместо признания ошибки и поиска других путей, часто горе-ученые вспоминают то Бога, то маму, прикрываются модными терминами или невозможностью познания. Так они воспроизводят мифы и заблуждения. С высокой трибуны мифы уходят в общество, и оно воспитывает новые поколения, которые вырастут и уже сами будут повторять старые заблуждения.

Модные слова будут меняться, байки будут современные, но бег по кругу продолжится. «Какбы ученые» столетиями болтают про творчество, интуицию, вдохновение. Раньше все даром свыше объясняли, сейчас генетикой и количеством нейронных связей. А воз и ныне там.

А. А. Аузан: Если мы не обладаем [уникальными свойствами], то считайте, что мы уже проиграли конкуренцию искусственному интеллекту. Они все будут делать лучше нас. Но есть вещи, которые мы можем сделать лучше. Я все время повторяю прекрасную фразу, одного коллеги по МГУ, профессора по эволюционной биологии, который в споре экономистов по поводу конкуренции искусственного и естественного интеллекта сказал:

«Вы знаете, лисы намного умнее зайцев, но они не смогли за миллионы лет съесть всех зайцев. Знаете , почему? Лиса не может просчитать траекторию, по которой побежит заяц. Знаете, почему не может? Потому, что заяц сам не знает, по какой траектории он побежит».

В данном случае мы «зайцы» в конкуренции с лисьими искусственными интеллектами. Если у нас нет вот этих особых свойств, которые, кстати, развивать надо.

Источник: Скриншот из видео: ОТ ПРОГНОЗОВ К РЕАЛЬНОСТИ: ЧТО НАС ЖДЕТ В ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ https://youtu.be/_esyGKUL5Lw
Источник: Скриншот из видео: ОТ ПРОГНОЗОВ К РЕАЛЬНОСТИ: ЧТО НАС ЖДЕТ В ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ https://youtu.be/_esyGKUL5Lw

Эмоциональный интеллект поддается развитию. Алексей Геннадьевич, мы об этом даже учим. Именно, широте знания и тому, что искусная математика могут на это воздействовать. Если этого нет — мы проиграем.

А. А. Морозов: Не так важно: кто виноват в потоке искаженной информации. Главное: что Вам с этим делать? Как уберечь свою голову от информационного хлама? И загружать полезными знаниями. Попробуйте в следующий раз, потребляя какое-то умное видео, ответить на три вопроса:

  1. Зафиксируйте! О какой проблеме идет речь?
  2. Каким способом вам предлагают ее решить?
  3. Какие есть другие альтернативные варианты решения?

Можете сделать это прямо сейчас в комментариях под видео.

А можете отмахнуться. Вас это не касается. Вы умный, начитанный человек с высшим образованием. Вас не проведешь. И продолжите потреблять немытую информацию.

Гигиена тоже кажется пустой тратой времени. Руки — вот они, чистые. А потом сюрприз, и расстройство желудка. Гигиена мозга гораздо важнее, потому что последствия серьезнее. И они необратимы.

Используемые ссылки:

Нарушение системности научного знания ведёт к лже-науке по оценке Л.С. Клейна

Дополнительные материалы:

Виды заблуждений и ошибок мышления по Сюнь-Цзы

Типовые ошибки мышления — 37 материалов по теме

Лженаука — 73 материала по теме

Международный форум в Давосе: мифы о творческой деятельности – видео, 17 мин

Чек-лист: экспресс-диагностика экспертов и лже-экспертов… — видео, 15 мин

Использованные материалы:

источник видео:

ОТ ПРОГНОЗОВ К РЕАЛЬНОСТИ: ЧТО НАС ЖДЕТ В ИЗМЕНИВШИМСЯ МИРЕ https://youtu.be/_esyGKUL5Lw?t=1136 18:57 — 21:23 / РАНХиГС

фото:

Л.С.Клейн / Генофонд

Прокрутить вверх