Игорь Николаевич Пантин: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь технологий медиаобразования, автор книги «Приемы Решения Изобразительных Задач» — о том, как использовать опыт выдающихся режиссеров и операторов для своих видео.
Сергей Ростиславович Филонович: профессор, руководитель лаборатории управления креативностью ВШБ НИУ ВШЭ
Подпрятова Анна Александровна:заместитель директора дирекции по связям с общественностью ВШЭ
Вильям Гирш: немецкий психиатр
Георгий Антонович Гамов:физик, популяризатор науки
С. Р. Филонович: Креативность нужна, как в бизнесе, в гуманитарных науках, в искусстве, в особенности, так и в науке.
И. Н. Пантин: Уважаемые зрители, я рад приветствовать вас на интеллектуальном youtube канале Рема. Здесь вы найдете более 100 видео-задач для вашего развития.
Для того, чтобы успешно конкурировать в профессиональной среде, интеллектуалы должны постоянно генерировать новые идеи. Но какие для этого необходимы способности и как их развивать?
И.Н. Пантин / Скрин из видео
Представляю Вашему вниманию новый видеокейс, в котором Филонович Сергей Ростиславович рассуждает о развитии креативности.
А. А. Подпрятова: А кому все-таки больше свойственна [креативность]? Можно сказать, что кому-то более присуща креативность, а кому-то менее? Это качество врожденное или приобретенное? Как вы думаете?
С. Р. Филонович:Вы знаете, опровергнуть тезис, что наша генетика каким-то образом влияет на нашу креативность, я думаю, невозможно. Поэтому мы должны допускать, что какая-то часть креативности связана с тем, кто были наши родители.
Приведу личный пример.
У меня очень интересное происхождение. Мой отец был очень известным военно-морским инженером, вице-адмиралом, руководил строительством всего военно-морского флота Советского Союза. Мама —профессиональный искусствовед, член союза художников, автор книг по искусству. Я и моя сестра жили и воспитывались в такой смешанной среде точных наук или инженерии, и искусства.
Как прокачать свою креативность? // Рассказывает профессор ВШБ НИУ ВШЭ Сергей Филонович https://youtu.be/lM5kaWnVVnA
Мне кажется, это в большей степени сказывается. Социальное влияние определяет креативность человека, образование. То, в какой школе Вы учились, как учителя Ваши — провоцировали вашу креативность или они ее убивали? К сожалению, чаще встречается вторая ситуация, когда детей заставляют просто тупо учить то, что написано в учебнике. Когда они отклоняются от текста, то их за это наказывают.
В то время, когда они как раз порождают нечто новое, и это надо приветствовать, это надо поощрять.
Если великих людей, отличившихся в различных областях умственной деятельности, называют гениями, то тех выродившихся с частичным выдающимся развитием можно было бы назвать лжегениями. Для того, чтобы произвести нечто действительно великое, недостаточно частичного умственного развития; нужны правильное сочетание и равновесие всех душевных способностей, чтобы пройти тернистый путь, ведущий к бессмертию.
Качества, свойственные истинно великим людям, а именно: способность всецело сосредотачивать внимание на одном предмете, несокрушимые энергия и терпение, самоотверженное, до самозабвения доходящее влечение к творчеству – все эти качества обыкновенно вовсе не наблюдаются или же недостаточно развиты у вырождающихся.
Если мы дадим себе труд поближе познакомиться с жизнью этих частично одарённых вырождающихся, этих лжегениев, то мы найдём, что некоторые типичные черты характера у них почти никогда не отсутствуют.
Вильям Гирш, Гениальность и вырождение, Синдром гения. Сборник произведений по «философии гениальности», М., «Алгоритм», 2009 г., с. 97-100.
С полной версией цитаты можно ознакомиться по ссылке
А. А. Подпрятова:То есть, как можно тогда, в таком случае простимулировать развитие креативности в раннем возрасте? И во взрослом, кстати, тоже интересно, потому что, я думаю, многие хотели бы прокачать этот навык.
Как прокачать свою креативность? // Рассказывает профессор ВШБ НИУ ВШЭ Сергей Филонович https://youtu.be/lM5kaWnVVnA
С. Р. Филонович: Смотрите, я уже отчасти об этом сказал. Первое — надо воспитывать в людях чувствительность к парадоксам. Люди, когда смотрят на вещи, по разному реагируют. Некоторым показываешь что-то и они реагируют на это положительно. Некоторым показываешь то же самое, а он не понимает.
Люди, которые склонны к ней[креативности], видят эти неожиданные вещи, нечтно новое. Они могут смотреть на вещь с необычной точки зрения. В детях это же можно поощрять, а можно за это наказывать.
Уолтер Гратцер:
«В своих мемуарах Гамов утверждает, что стал скептиком и проникся недоверием к авторитетам ещё в детстве. Отец купил ему небольшой микроскоп, и Гамов решил узнать при помощи научного инструмента, вправду ли пропитанный красным вином хлеб, которым его причащали, превращается в плоть и кровь Христа. В церкви он спрятал немного хлеба с вином за щекой и поспешил домой — разглядывать спрятанное в микроскоп.
Контрольным образцом ему служил кусок обычного хлеба, тоже смоченный вином. А чтобы узнать, как выглядят под микроскопом настоящие кровь и плоть, он срезал тонкий слой собственной кожи и обнаружил, что два одинаковых куска мокрого мякиша не имеют с ним ничего общего.
В мемуарах он признавался, что со своим скромным инструментом отдельных кровяных телец разглядеть не мог, так что доказательство не было абсолютно надёжным, однако его хватило, чтобы отвратить юного Гамова от религии и приобщить к науке».
Уолтер Гратцер, Эврики и эйфории. Об учёных и их открытиях, М., «Колибри», 2010 г., с. 511-512.
С полной версией цитаты можно ознакомиться по ссылке
С. Р. Филонович: Вот есть замечательное четверостишие С. Я. Маршака, про то, как мы убиваем в детях креативность. Звучит оно так:
«Он взрослых изводил вопросом "Почему?" Его прозвали "маленький философ". Но только он подрос, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не досаждал вопросом "Почему?"»
Вот, так это все происходит к сожалению.
И. Н. Пантин: Вы посмотрели фрагмент интервью, в котором Филонович Сергей Ростиславович рассуждает о развитии креативности. Предлагаю в комментариях обсудить три вопроса.
- Сколько качеств предлагает развивать Спикер для успеха в интеллектуальной деятельности?
- Как он предлагает воспитывать эти навыки?
- Какие еще качества могут быть необходимы интеллектуалу и как их развивать?
Ответить на эти вопросы вам помогут дополнительные материалы:
Качества творческой личности по Г.С. Альтшуллеру
Творческое развитие юношей и девушек: — 111 материалов по теме
Обучение взрослых: — 29 материалов по теме
Социальное развитие, человечность и КОНТР-инстинктивность — видео, 1 ч 34 мин
Каждый четверг в 18.00 мы публикуем для Вас в социальных сетях и на Youtube-канале Rhema, новый кейс. Подписывайтесь на наш канал, жмите колокольчик, чтобы быть в курсе последних событий.
Ждем красивых решений в комментариях под видео
Используемые ссылки:
видео:
Как прокачать свою креативность? // Рассказывает профессор ВШБ НИУ ВШЭ Сергей Филонович https://youtu.be/lM5kaWnVVnA?t=82 1:22 — 4:27 / Высшая школа экономики
фото:
— Г.А.Гамов: http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-50002.ln-ru / Российская академия наук