Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр

Игры в образовании

Обучение через игру, образовательные игры, геймификация обучения — это давно уже пытаются использовать в образовательном процессе. Идея очень заманчивая, особенно когда видишь, как дети младшего возраста через игру познают мир с такой скоростью и объемах усвоенной информации.

А что если этот принцип перенести в школу и не только в младшие классы, но и в старшие? А почему и взрослых не обучать через игру. То, что всегда считалось развлечением, может стать полезным — человек отдыхает, развлекается и в это же время учится! Пора развивать игропедагогику через игропрактику!

Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр для АСИ, Фонда Потанина, Росмолодежи и руководитель направления «Гейм-дизайн» в НИУ ВШЭ поговорит о заблуждениях при создании образовательных игр.

Навыки прорастают из действий, а наши вопросы помогут не только усвоить информацию, но и с помощью дополнительной информации глубже понять в проблемы образования. В которых скрываются новые возможности.

Важный момент того, что сейчас игры, простите, на хайпе. В России на большем хайпе, чем за границей, потому что там это началось в начале 2000-х. И сейчас к ним внимание не пропорциональное. Это безусловно сильнейший инструмент — я занимаюсь им плотно больше 10 лет, и поверхностно интересуюсь более 20. Но для того, чтобы [получить] от него правильные ожидания, нужно разобраться с некоторым количеством заблуждений, которые вокруг них присутствуют.

Во-первых, сейчас появилось много исследований, которые изучают эффективность игр. И они показали, есть набор заблуждений, например, игры увеличивают мотивацию и вовлеченность. Новые исследования показывают — они увеличивают мотивацию играть и вовлеченность в игру. В учебный процесс — нет, не увеличивают!

Игра увеличивает мотивацию, увлеченность в игру, а не в процесс обучения

Есть, безусловно, другие вещи, которые они увеличивают, не буду в это погружаться. Просто, если Вы делаете серьезный проект, а не по мелочам, нужно копать эти вещи. Это новые исследования, на русском их практически нет. К сожалению, в России они почти никем не проводятся, может, кроме таких ребят, как из «Невала», которые по крупному работают… Они по крайней мере здесь присутствуют. На русских [ресурсах] изданных исследований я не нашел.

Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр

И первый момент такой — есть 40 лет исследований игр в образовании и бизнесе, более 40-ка лет существует конференция по прикладным играм. Нужно набирать этот материал, раскапывать и вытаскивать из него важное. Российская, а точнее, советская традиция была практически полностью прервана, хотя до середины 80-х у нас были свои отличные наработки.

Второе — игры «вшиты» в мозг человека, как у любого сложного социального животного. Это инструмент обучения. Это значит, что они порождают побочные феномены. Всем нам нужно есть, чтобы существовать, но вокруг еды много побочных эффектов — обжорство, рестораны за огромные деньги, странные искажения диеты, представления о том, что правильно, что неправильно. Игры порождают такие же вещи. Делаете образовательную игру — а там кто-нибудь уже на ней деньги зарабатывает, увлекся в азарт, упоролся и совсем не то, что Вы хотите. Нужно понимать, что это многогранный феномен

К том уже игры порождают побочные, в том числе негативные, явления

Третье — игры должны встраиваться в процесс. Если Вы даете человеку игру и говорите «она Вас научит» — скорее всего Вы даете ему 30% эффективности. Нужно, чтобы люди были готовы в нее войти, понимали, зачем они в нее входят и как потом будет происходит [переход] в практику. Классно, когда ребята делаю контекстную игру про устройство мозга. Если во время школьного урока к ней будут апеллировать, дадут домашнее задание, а потом в каком-нибудь кружке для тех упоротых, кому это интересно, обсудят — усвоение будет на порядок больше.

Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр

Это Вам [обращается к собеседникам] не критика, это просто тем, кто сейчас захочет на практике применять.

Игра без применения на практике и связи с другими элементами обучения мало эффективна

Последний и самый болезненный момент. Чтобы круто вводит игры в обучение, в образование, в оценку, их нужно любить. Чтобы игры любить, признак — Вы в них играете. Поднимите в аудитории руку, кто играет в среднем больше часа в день? [поднимают руки] Больше, чем в 10 разных игр? [часть рук опустилась].

Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр

Чувствуете, проблема с кадровым набором? О чем это говорит? Когда вырастут, закончат обучение, войдут в серьезные должности, станут влияющими на что-то людьми те, кто сейчас играют столько, сколько я сказал, тогда у нас будет прослойка людей, могущих нормально, адекватно апеллировать играми. Сейчас это невероятно дефицитная сфера, и по оплате в некоторых моментах сравнимая с машинным обучением.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Какие способы обучения сейчас находятся «на хайпе»?
  2. Какие ошибки совершают при их использовании?
  3. Какие проблемы нужно решить перед их внедрением в обучение?

Оставляйте варианты Ваших ответов на вопросы. И Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.

Рекомендуемые базовые видео:

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

  • Видео: Игры и симуляторы как инструмент оценки и развития компетенций (запись трансляции) https://youtu.be/tpQu5pQW9tE [1:22:38 — 1:26:04]
Прокрутить вверх