Обучение через игру, образовательные игры, геймификация обучения — это давно уже пытаются использовать в образовательном процессе. Идея очень заманчивая, особенно когда видишь, как дети младшего возраста через игру познают мир с такой скоростью и объемах усвоенной информации.
А что если этот принцип перенести в школу и не только в младшие классы, но и в старшие? А почему и взрослых не обучать через игру. То, что всегда считалось развлечением, может стать полезным — человек отдыхает, развлекается и в это же время учится! Пора развивать игропедагогику через игропрактику!
Казаков Анатолий Сергеевич, опытный разработчик образовательных игр для АСИ, Фонда Потанина, Росмолодежи и руководитель направления «Гейм-дизайн» в НИУ ВШЭ поговорит о заблуждениях при создании образовательных игр.
Навыки прорастают из действий, а наши вопросы помогут не только усвоить информацию, но и с помощью дополнительной информации глубже понять в проблемы образования. В которых скрываются новые возможности.
Важный момент того, что сейчас игры, простите, на хайпе. В России на большем хайпе, чем за границей, потому что там это началось в начале 2000-х. И сейчас к ним внимание не пропорциональное. Это безусловно сильнейший инструмент — я занимаюсь им плотно больше 10 лет, и поверхностно интересуюсь более 20. Но для того, чтобы [получить] от него правильные ожидания, нужно разобраться с некоторым количеством заблуждений, которые вокруг них присутствуют.
Во-первых, сейчас появилось много исследований, которые изучают эффективность игр. И они показали, есть набор заблуждений, например, игры увеличивают мотивацию и вовлеченность. Новые исследования показывают — они увеличивают мотивацию играть и вовлеченность в игру. В учебный процесс — нет, не увеличивают!
Игра увеличивает мотивацию, увлеченность в игру, а не в процесс обучения
Есть, безусловно, другие вещи, которые они увеличивают, не буду в это погружаться. Просто, если Вы делаете серьезный проект, а не по мелочам, нужно копать эти вещи. Это новые исследования, на русском их практически нет. К сожалению, в России они почти никем не проводятся, может, кроме таких ребят, как из «Невала», которые по крупному работают… Они по крайней мере здесь присутствуют. На русских [ресурсах] изданных исследований я не нашел.
И первый момент такой — есть 40 лет исследований игр в образовании и бизнесе, более 40-ка лет существует конференция по прикладным играм. Нужно набирать этот материал, раскапывать и вытаскивать из него важное. Российская, а точнее, советская традиция была практически полностью прервана, хотя до середины 80-х у нас были свои отличные наработки.
Второе — игры «вшиты» в мозг человека, как у любого сложного социального животного. Это инструмент обучения. Это значит, что они порождают побочные феномены. Всем нам нужно есть, чтобы существовать, но вокруг еды много побочных эффектов — обжорство, рестораны за огромные деньги, странные искажения диеты, представления о том, что правильно, что неправильно. Игры порождают такие же вещи. Делаете образовательную игру — а там кто-нибудь уже на ней деньги зарабатывает, увлекся в азарт, упоролся и совсем не то, что Вы хотите. Нужно понимать, что это многогранный феномен
К том уже игры порождают побочные, в том числе негативные, явления
Третье — игры должны встраиваться в процесс. Если Вы даете человеку игру и говорите «она Вас научит» — скорее всего Вы даете ему 30% эффективности. Нужно, чтобы люди были готовы в нее войти, понимали, зачем они в нее входят и как потом будет происходит [переход] в практику. Классно, когда ребята делаю контекстную игру про устройство мозга. Если во время школьного урока к ней будут апеллировать, дадут домашнее задание, а потом в каком-нибудь кружке для тех упоротых, кому это интересно, обсудят — усвоение будет на порядок больше.
Это Вам [обращается к собеседникам] не критика, это просто тем, кто сейчас захочет на практике применять.
Игра без применения на практике и связи с другими элементами обучения мало эффективна
Последний и самый болезненный момент. Чтобы круто вводит игры в обучение, в образование, в оценку, их нужно любить. Чтобы игры любить, признак — Вы в них играете. Поднимите в аудитории руку, кто играет в среднем больше часа в день? [поднимают руки] Больше, чем в 10 разных игр? [часть рук опустилась].
Чувствуете, проблема с кадровым набором? О чем это говорит? Когда вырастут, закончат обучение, войдут в серьезные должности, станут влияющими на что-то людьми те, кто сейчас играют столько, сколько я сказал, тогда у нас будет прослойка людей, могущих нормально, адекватно апеллировать играми. Сейчас это невероятно дефицитная сфера, и по оплате в некоторых моментах сравнимая с машинным обучением.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Какие способы обучения сейчас находятся «на хайпе»?
- Какие ошибки совершают при их использовании?
- Какие проблемы нужно решить перед их внедрением в обучение?
Оставляйте варианты Ваших ответов на вопросы. И Вы можете прислать видео Экспертов, которые делают, на Ваш взгляд, ошибки. Или с которыми не получается разобраться.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 97 материалов по теме «Обучение детей» https://vikent.ru/enc-list/category/104/
- 29 материалов по теме «Обучение взрослых» https://vikent.ru/enc-list/category/103/
- ОНЛАЙН КУРСЫ: СОЗДАНИЕ НОВОГО, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО и ЖАНРЫ — видео, 20 мин, https://youtu.be/2DH99VtAKvs
Использованные материалы:
- Видео: Игры и симуляторы как инструмент оценки и развития компетенций (запись трансляции) https://youtu.be/tpQu5pQW9tE [1:22:38 — 1:26:04]