Наступил новый учебный год, и значит кого-то из детей ждут новые ощущения от учёбы за партой, а взрослых ждёт новое разочарование — выбранная школа может не оправдать ожиданий. Для других этот год станет итоговым испытанием, но даже для них приключения не заканчиваются — предстоит поступление в ВУЗ или колледж. А вместе с ними муки выбора ждут и родителей.
А главная проблема, которая их ждёт — как оценить качество обучения ДО ТОГО, как пройдёшь его, т.е. не тратя несколько лет? И как правильно выбрать учебное заведение, чтобы ребёнку было легче реализоваться в дальнейшей жизни?
О критериях современной школы и качества обучения рассуждает психолог, педагог, публицист, профессор-исследователь и академик РАО Асмолов Александр Григорьевич
Л.С. Илюшин: Устойчивый качественный маркер обучение ребенка такой — учится хорошо, учится не очень хорошо, учится плохо. Ну там, не знаю, вообще или по каким-то предметам. И как бы все друг друга понимают. У Вас хорошо учится? Да у нас хорошо учится. А у нас вот как-то вот не очень, плохо учится. Мне кажется, что имеет смысл разговаривать несколько об ином. Не о «хорошо» и «плохо», а о «правильно» и «возможно, ошибочно». Ошибочно — не значит плохо, а значит неправильно.
Вот в Вашем представлении, уважаемые коллеги, что значит учиться правильно? Кроме того, что Вы уже в общем сказали, это, разумеется, оказывается в ситуациях преодоления трудностей при наличии помощи в этом преодолении. А что еще можно сказать для того, чтобы определить — вот правильно человек учится чему-то или он просто совершает какие-то действия, и результаты которых могут быть вовсе не образовательными?
Александр Григорьевич, пойдём в той же последовательности? Давайте, если можно.
А.Г. Асмолов: Знаете, что одна из мощных установок образования, рождающей личность, заключается в том, чтобы не попадаться в различного рода когнитивные ловушки тех или иных вопросов. При всей любви ко всем присутствующим, я бы обратил внимание, что я не хочу попасться в ловушку — хорошее или плохое образование, правильное или неправильное образование.
У меня полный кайф от того, что говорили сейчас мои коллеги — и Яков, и Елена Ивановна. Потому что я под этим могу подписаться. Образование — это возможность. Если кто-то скажет правильно или неправильно — я посмотрю на него с психотерапевтической нежностью. Дело в другом, ключевой вопрос — ради чего? Без этого вопросы правильно, неправильно, хорошее, плохое — всё бессмысленно.
Какие мы можем дать возможности, чтобы ребёнок был счастливым? Ключевой вопрос образования, которое должно помочь человеку в сложном мире — стать счастливым.
Главная цель образования — давать ребенку возможности
Я аплодирую Якову, ещё и очень эгоистично аплодирую. Все последние годы я говорю: образование — это институт, который рождает понимание мира в ситуации сложности. Как только мы сводим образование к вопросам стиля бинарных дихотомий — хорошее-плохое, правильное-неправильное — мы оказываемся в ловушках этих оппозиций, не переходя в другие сложные миры.
Ключевые вызовы реальности — повторяю о них и говорю всегда — это вызовы сложности, неопределенности и разнообразия. Образование которым можно подготовить в поведении сложных, критических, пробленых ситуациях.
Особенно с учетом современных условий неопределенности
Образование которое при этом не выступает как каток, который проходит по мотивации ребенка. Как только я вижу образование, становящееся катком мотивации, я говорю — это не образование, это дорога к уничтожению, иллюминации любых интересов личности.
И ни в коем случае оно не должно гасить энтузиазм
Поэтому, какое образование нужно? То, что помогает жить в мире сложности. Какое образование нужно? То образование, которое помогает родить мотивы. Какое образование нужно? То, которое помогает ребёнку, человеку до конца своей жизни, я не оговариваюсь, остаться «почемучкой».
Елена Ивановна точно сказала: образование — это возможности для детей. Но образование — это возможность почувствовать свою силу и стать интересными для родителей. Образование — это возможность для учителей увидеть, как они могут, помогая и развивая те или иные картины мира, найти и себя.
Почему Яков — задаю вопросы нагло за него — вдруг рискнул плавать в тяжелейшем мире, где сложностей навалом — онлайн-образование, где конкуренция ужасно огромная. Да потому что здесь вызовы интересности — как я справлюсь? Как я смогу сделать, чтобы ребёнок жил в открытом мире?
Онлайн-образование, в отличии от формального, намного лучше понимает, что сегодня главным развитием в образовании является подростковая и детская культура. Что мир, в котором стоял взрослый с рукой, протянутой назад, авторитарной взрослой [неразборчиво] — этот мир начинает рассыпаться. И, по сути дела, онлайн-образование — это, в буквальном смысле, набор уникальных возможностей как и то, что говорила Елена Ивановна.
Возможности должны открываться не только детям, но и родителям и учителям
Поэтому, я не могу ответить, друг мой, что такое хорошо и что такое плохо. Это знал только Владимир Владимирович, я имею ввиду Маяковского. Какая школа? Я могу только сказать, что мы проектируем те реальности, которые помогают детям быть мотивированными, учителям быть мотивированными и родителям быть мотивированными. Секрет порождения образования в мире сложностей — это мотивировать, мотивировать и еще раз мотивировать.
Вот, по сути дела, та школа, которая станет той школой неопределенности, а онлайн это делает. Та школа, которая станет школой мотивации, а это сегодня может быть сделано. Та школа, как всегда говорю, которая станет школой конструирования возможностей — вот та школа, к которой ни родители, ни дети не повернутся спиной.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Пытались ли Вы оценить, какое образование получает ребенок?
- По каким критериям предлагает это делать Герой видеозадачи?
- Готовы ли Вы теперь дать оценку получаемому образованию?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 52 материала по теме «Творческое развитие детей» https://vikent.ru/enc-list/category/232/
- 111 материалов по теме «Творческое развитие юношей и девушек» https://vikent.ru/enc-list/category/233/
- КРЕАТИВНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ НАВЫКОВ / УМЕНИЙ — видео, 7 мин, https://youtu.be/KjFDE0l5Ib0
Использованные материалы:
Видео: Маяки современного образования:Александр Асмолов, Елена Казакова, Яков Сомов.Книжный Маяк Петербурга https://youtu.be/l_DpcCOEFv0 [20-06-27:22]
Наши социальные сети:
- Телеграм: https://t.me/tema_rhema
- ВКонтакте: https://vk.com/tema_rhema
- Дзен-канал: https://dzen.ru/rhema