академик Асмолов Александр Григорьевич

Как оценить современное образование? На что обращает внимание академик РАО Асмолов #видеозадача

Наступил новый учебный год, и значит кого-то из детей ждут новые ощущения от учёбы за партой, а взрослых ждёт новое разочарование — выбранная школа может не оправдать ожиданий. Для других этот год станет итоговым испытанием, но даже для них приключения не заканчиваются — предстоит поступление в ВУЗ или колледж. А вместе с ними муки выбора ждут и родителей.

А главная проблема, которая их ждёт — как оценить качество обучения ДО ТОГО, как пройдёшь его, т.е. не тратя несколько лет? И как правильно выбрать учебное заведение, чтобы ребёнку было легче реализоваться в дальнейшей жизни?

О критериях современной школы и качества обучения рассуждает психолог, педагог, публицист, профессор-исследователь и академик РАО Асмолов Александр Григорьевич

Л.С. Илюшин: Устойчивый качественный маркер обучение ребенка такой — учится хорошо, учится не очень хорошо, учится плохо. Ну там, не знаю, вообще или по каким-то предметам. И как бы все друг друга понимают. У Вас хорошо учится? Да у нас хорошо учится. А у нас вот как-то вот не очень, плохо учится. Мне кажется, что имеет смысл разговаривать несколько об ином. Не о «хорошо» и «плохо», а о «правильно» и «возможно, ошибочно». Ошибочно — не значит плохо, а значит неправильно.

Вот в Вашем представлении, уважаемые коллеги, что значит учиться правильно? Кроме того, что Вы уже в общем сказали, это, разумеется, оказывается в ситуациях преодоления трудностей при наличии помощи в этом преодолении. А что еще можно сказать для того, чтобы определить — вот правильно человек учится чему-то или он просто совершает какие-то действия, и результаты которых могут быть вовсе не образовательными?

Александр Григорьевич, пойдём в той же последовательности? Давайте, если можно.

А.Г. Асмолов: Знаете, что одна из мощных установок образования, рождающей личность, заключается в том, чтобы не попадаться в различного рода когнитивные ловушки тех или иных вопросов. При всей любви ко всем присутствующим, я бы обратил внимание, что я не хочу попасться в ловушку — хорошее или плохое образование, правильное или неправильное образование.

У меня полный кайф от того, что говорили сейчас мои коллеги — и Яков, и Елена Ивановна. Потому что я под этим могу подписаться. Образование — это возможность. Если кто-то скажет правильно или неправильно — я посмотрю на него с психотерапевтической нежностью. Дело в другом, ключевой вопрос — ради чего? Без этого вопросы правильно, неправильно, хорошее, плохое — всё бессмысленно.

академик Асмолов Александр Григорьевич

Какие мы можем дать возможности, чтобы ребёнок был счастливым? Ключевой вопрос образования, которое должно помочь человеку в сложном мире — стать счастливым.

Главная цель образования — давать ребенку возможности

Я аплодирую Якову, ещё и очень эгоистично аплодирую. Все последние годы я говорю: образование — это институт, который рождает понимание мира в ситуации сложности. Как только мы сводим образование к вопросам стиля бинарных дихотомий — хорошее-плохое, правильное-неправильное — мы оказываемся в ловушках этих оппозиций, не переходя в другие сложные миры.

Ключевые вызовы реальности — повторяю о них и говорю всегда — это вызовы сложности, неопределенности и разнообразия. Образование которым можно подготовить в поведении сложных, критических, пробленых ситуациях.

Особенно с учетом современных условий неопределенности

Образование которое при этом не выступает как каток, который проходит по мотивации ребенка. Как только я вижу образование, становящееся катком мотивации, я говорю — это не образование, это дорога к уничтожению, иллюминации любых интересов личности.

И ни в коем случае оно не должно гасить энтузиазм

Поэтому, какое образование нужно? То, что помогает жить в мире сложности. Какое образование нужно? То образование, которое помогает родить мотивы. Какое образование нужно? То, которое помогает ребёнку, человеку до конца своей жизни, я не оговариваюсь, остаться «почемучкой».

академик Асмолов Александр Григорьевич

Елена Ивановна точно сказала: образование — это возможности для детей. Но образование — это возможность почувствовать свою силу и стать интересными для родителей. Образование — это возможность для учителей увидеть, как они могут, помогая и развивая те или иные картины мира, найти и себя.

Почему Яков — задаю вопросы нагло за него — вдруг рискнул плавать в тяжелейшем мире, где сложностей навалом — онлайн-образование, где конкуренция ужасно огромная. Да потому что здесь вызовы интересности — как я справлюсь? Как я смогу сделать, чтобы ребёнок жил в открытом мире?

Онлайн-образование, в отличии от формального, намного лучше понимает, что сегодня главным развитием в образовании является подростковая и детская культура. Что мир, в котором стоял взрослый с рукой, протянутой назад, авторитарной взрослой [неразборчиво] — этот мир начинает рассыпаться. И, по сути дела, онлайн-образование — это, в буквальном смысле, набор уникальных возможностей как и то, что говорила Елена Ивановна.

Возможности должны открываться не только детям, но и родителям и учителям

Поэтому, я не могу ответить, друг мой, что такое хорошо и что такое плохо. Это знал только Владимир Владимирович, я имею ввиду Маяковского. Какая школа? Я могу только сказать, что мы проектируем те реальности, которые помогают детям быть мотивированными, учителям быть мотивированными и родителям быть мотивированными. Секрет порождения образования в мире сложностей — это мотивировать, мотивировать и еще раз мотивировать.

академик Асмолов Александр Григорьевич

Вот, по сути дела, та школа, которая станет той школой неопределенности, а онлайн это делает. Та школа, которая станет школой мотивации, а это сегодня может быть сделано. Та школа, как всегда говорю, которая станет школой конструирования возможностей — вот та школа, к которой ни родители, ни дети не повернутся спиной.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Пытались ли Вы оценить, какое образование получает ребенок?
  2. По каким критериям предлагает это делать Герой видеозадачи?
  3. Готовы ли Вы теперь дать оценку получаемому образованию?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Маяки современного образования:Александр Асмолов, Елена Казакова, Яков Сомов.Книжный Маяк Петербурга https://youtu.be/l_DpcCOEFv0 [20-06-27:22]

Наши социальные сети:

Прокрутить вверх