Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Выявляем ЛЖЕэкспертов по признакам

Участники дискуссии

Алексей Александрович Морозов: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, автор книги о социальных проблемах подростков «Конфликты подростков и родителей».

Юрий Аистов: лидер школы «Практической осознанности».

Джованни Реале(итал. Giovanni Reale): итальянский философ и историк философии, специалист по античной философии.

Дарио Антисери(итал. Dario Antiseri): профессор философии, в течение многих лет был профессором по методологии социальных наук в LUISS в Риме.

Сергей Георгиевич Кара-Мурза: Отечественный химик. Автор работ по истории СССР, критик либерализма и либеральных реформ.

А.А. Морозов: Мы все учились понемногу, чему нибудь и как нибудь…

Эти слова каждому из нас знакомы со школы. Но, если школа осталась позади, то каждому из Вас, взрослому, образованному человеку — для поддержания культурного уровня необходимо заниматься самообразованием. Но я заметил одну вещь: чем больше учишься, тем больше натыкаешься на таких людей, которые имеют степень, известность, вид, как у профессионала, но при этом после обучения на его курсе или просмотра его выступления понимаешь — знаниями там и не пахнет.

Я всерьез занялся этой проблемой. Пересмотрел кучу экспертов и постепенно выявил основные критерии оценки. Я их назвал признаки ЛЖЕэкспертов. И о некоторых из них я расскажу сегодня.

Нужно уметь выбирать Эксперта

Юрий Аистов: Сейчас, например, когда у меня нет возможности каким-то образом расслабиться, принять нужную позицию альфа-мышления, то есть альфа-транс. То есть я нахожусь в состоянии действующих людей. Вокруг меня находится какая-то группа людей, которая требует от меня адекватного присутствия. Соответственно мы начинаем с переходов в такое состояние, которое в принципе дает выход в такой широкий спектр восприятия. Мы начинаем выключать нашу экспертную позицию. Мы начинаем выключать то, что называется вспоминающее «я», совершенно осознанным таким подходом. Когда мы начинаем что-то видеть и оценивать, оцениваем мы всегда с экспертной позиции, мы входим в такое состояние, которое называется: «я не знаю».

Вот это состояние Сократа: «я не знаю», свидетельствует не о том, что Вы потеряли идентичность. Это не случай психопатологии. Это свидетельствует о том, что все, что происходит — не оценивается, и я не знаю, я подхожу к этому, как к абсолютно чистому листу, чистое, ясное восприятие. Это сознание младенца, если хотите, но в его взрослом состоянии.

Нужно уметь переходить в состояние «я не знаю»

А.А. Морозов: Один из основных признаков — это ссылка на первоисточник. Причем очень важно: не просто в чек-листе поставить галочку, что Эксперт в своем выступлении сослался на какую-то авторитетную личность, а сходить и посмотреть: а эта авторитетная личность об этом говорила? О чем сейчас Вам рассказал Эксперт, или немножко о другом? Или совсем не об этом?

Например, я думаю каждому из Вас известно выражение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю». Но кто из Вас знает, что эта фраза лишь ему приписывается? И вообще, что стоит за сократовскими словами: я не знаю?

Вот, что об этом писали Джованни Реале иДарио Антисерив первом томе «Западной философии от истоков до наших дней»:

«К числу особенных характеристик сократовой диалектики принадлежит ирония. Вообще говоря, ирония означает «симуляцию». В нашем особом случае это некая игра, или шутка, или военная хитрость, среди множества функций которой было намерение со стороны Сократа вынудить собеседника обнаружить себя. Шутя, при помощи слов или фактов, Сократ надевает на себя маску страстно преданного друга своего собеседника, восхищается его способностями и заслугами, испрашивая у него совета или просит обучить чему-нибудь.

В то же время, при более глубоком подходе становится прозрачной уловка. Ясно, что за шуткой стоит серьёзная и всегда методичная цель. Ясно также, что под разными масками Сократа, за функциональностью иронии, можно разглядеть одну наиболее существенную — притворство в незнании, невежестве…»

Джованни Реале и Дарио Антисери, Западная философия от истоков до наших дней, Том 1, СПб, «Петрополис», 1994 г., с. 72-73. Посмотреть полностью и сравнить с другими авторами

А.А. Морозов: Поэтому полезно себе задать небольшой, но очень важный вопрос: какой алгоритм оценки ситуации или принятия решения — той проблемы, с которой Вы пришли к Эксперту — был им предложен?

Рекомендовал ли Эксперт конкретные действия?

Юрий Аистов: В этом состоянии я теряю, может немножко понятие экспертности, не бойтесь этого, потому, что сейчас мы на семинаре разберем, что сейчас вся цивилизация вошла в такую фазу, что состояние экспертности — оно токсично. Поэтому вот эта токсичность вызывает очень много ошибок. И потом вот это состояние цугцванга. То есть, когда мы принимаем решения, и они с каждым ходом становятся все хуже и хуже, ухудшают ситуацию. Поэтому позиция «я не знаю» дает огромную фору, в которой Вы можете, во встрече с черными лебедями…

То есть вместо того, чтобы оценивать и кричать: о, о — это же черные лебеди! Почему они черные? Потому, что Вы всегда думали, что есть белые. Вы не знали, что есть черные. Вместо того, чтобы наслаждаться их красотой, вместо того, чтобы находиться в состоянии… Они же божественно красивы. Очень такие красивые, скажем так, птицы, которые необычны в своем проявлении.

Вместо того, чтобы наслаждаться в состоянии безоценочного восприятия их красотой, и потом посмотреть: как можно эту красоту превратить в творческий процесс, Вы начинаете паниковать. Почему? Потому, что любая оценочная деятельность, вызывает в вашем синергетическом потоке тело-разум, какую-то ответную реакцию. Если Вы говорите: все, я не понимаю, что происходит, тело начинает тут же отрабатывать ситуацию и строить внешнюю реальность, которая, скажем, похожа на панику.

Новые ситуации непохожи на старые, и это прекрасно

А.А. Морозов: Еще один, хороший признак ЛЖЕэксперта — это когда идет мешанина: незнакомых терминов, многозначных слов, смысл, которых с ходу не понятен и очень часто зависит от контекста. Черные лебеди, творчество. синергетика, инсайты. Все это позволяет создать иллюзии экспертности и манипулировать Вами.

Как очень точно заметил Сергей Георгиевич Кара-Мурза, цитата:

«Как только политик или диктор начинает говорить на птичьем языке, вворачивая малопонятные словечки вроде ваучера или секвестра — значит, идет манипуляция (возможно, «вторичная», когда и сам говорящий является марионеткой манипуляторов). Если бы говорящий желал, чтобы его сообщение было понято и осмыслено, а не заучено или внушено, то он сделал бы его доходчивым и построил в форме диалога. В нашей жизни, за исключением чисто профессиональных сфер вроде науки и техники, нет проблем, которые нельзя было бы изложить на доступном русском языке. Непонятные слова имеют или целью подавить слушателя фальшивым авторитетом «эксперта», либо выполняют роль шаманского заклинания и призваны оказать гипнотизирующий эффект. Бывает также, что они — прикрытие самой наглой лжи…»

Кара-Мурза С.Г., Манипуляция сознанием, М., «Алгоритм», 2000 г., с. 715. Посмотреть полностью и сравнить с другими авторами

А.А. Морозов: Трудно объяснить сложные явления с помощью простых слов, и привести понятные всем примеры. Но когда это делают с помощью мешанины малознакомых терминов, путая контексты и смыслы, надо задать себе вопрос: что полезного сейчас сказал Эксперт с практической точки зрения?

Не пытается ли Эксперт Вас запутать?

Юрий Аистов: Если Вы помещаете себя в позицию дооценочного знания, Вы не называете ситуацию, Вы просто наслаждаетесь на уровне видения, наслаждаетесь ее проявлением. И в этот момент возникает так называемое окно инсайтов. Потому, что как только наслаждение появляется в вашем контуре, как только появляется это чувство эстетической наполненности, счастья, радости, от того, что есть что-то красивое, Вы совершенно по другому начинаете понимать решения.

Вот это оптимизация базы принятия решений, генерация новых идей, начинается с позиции: «я не знаю». Вы не называете эту ситуацию тем, чем Вы привыкли ее называть. Вы находитесь в состоянии понимания того, что чистая энергия, которая возникает в этом, она намного ценнее, чем любые ваши несовершенные названия, которые Вы вытаскиваете из своего предварительного опыта.

Начинаете присваивать свои ярлычки происходящему.. То есть соответственно цикл, который повторяется все время, как только что-то появляется. Вы остаетесь в позиции «я не знаю». Если Вы чувствуете этот нарратив или появляются какие-то внутренние разговоры, появляются какие-то контуры, из которых вдруг прорывается запоминающееся «я». Оно в нашем мышлении занимает порядка 95-98 процентов. Оно доминирует. 98 членов парламента нашего мышления занимаются тем, что они голосуют за прошлое.

И мы таким образом все время, то есть при встрече с любой неопределенностью, начинаем управлять машиной при помощи зеркал заднего вида. То есть, это не всегда удобно, иногда приходится прибегать к лобовым столкновениям. Потому, что вот эти зеркала заднего вида не дают нам объективной реальности и того инструмента, к которому мы стремимся, инструмента принятия мгновенных решений. Когда Вы смотрите не в зеркала заднего вида, а на дорогу, на которой вся ситуация происходит.

Вот отсюда наша первая техника. Это все время ловить себя на каких-то оценочных действиях и возвращать себя в позицию: «я не знаю», в позицию Сократа, в позицию того мудреца, который остался именно из-за этой техники в памяти всех грядущих поколений. И мы сейчас эту технику снова воспроизводим.

Нельзя жить прошлым опытом

А.А. Морозов: Неизбежно занимаясь самообразованием, Вы также неизбежно столкнетесь с ЛЖЕэкспертами.

Чтобы не терять свои деньги и даже время зря, пользуйтесь моими признаками ЛЖЕэксперта и задавайте себе вопрос: После выступления Эксперта:

  1. Какой алгоритм Вы можете составить для оценки ситуации или принятия решений?
  2. Если такой алгоритм удалось написать, ответьте: Как он вам поможет решить вашу проблему? С практической точки зрения
  3. Я думаю вам после этого будет более понятно: Какие параметры вам нужны для оценки ситуации или принятия решения?

Оставляйте свои развернутые ответы в поле выше, в комментариях Дзен или под видео на YouTube. Перед тем, как выбрать или написать свой ответ, проработайте материалы по теме:

Используемые ссылки:

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

источник видео – Юрий Аистов: Видение Сократа. Снятие ограничения вспоминающего «я» 00:28 — 05:37 / Клубы Мышления

фото:

Прокрутить вверх