Эксперт по экспертам Морозов Алексей Александрович

Творческое и критическое мышление

Бывает, соберешься с мыслями, а ни одна мысль на собрание не приходит… А проблема остается, искать решение по прежнему нужно, накопленная информация ждет анализа.

Задачи разные, состояние тоже меняется, а голова одна. Что делать? Мария Вячеславовна Фаликмандоктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник расскажет о разных видах мышления.

Но Морозов Алексей Александрович, эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.

А.А. Морозов: Все мы пользуемся социальными сетями. И я там часто наблюдаю такую ситуацию, как некоторые посты набирают популярность: много лайков, репостов. Хотя при этом не имеют никакого отношения к реальности. Для их потребления не нужно думать, только реагировать.

А вот , чтобы думать вместо реакции, я как раз и собираю такие примеры в свой задачник по критическому мышлению. Ведь за пределами социальных сетей все равно придется включать голову, принимать решения, оценивать ситуацию.

Как и мои коллеги по проекту VIKENT.RU я постоянно ищу способы и инструменты как мыслить более эффективно, а не реагировать. И для этого использую интернет — наверняка там же есть люди, которые профессионально занимаются процессом мышления. И благодарю вас, что присылаете мне видео таких экспертов.

Сегодня Мария Вячеславовна Фаликман, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник. Наверняка она может сказать что-то полезное по поводу мышления. Вот и пользователи хвалят ее под видео в комментариях. Один пишет: «Потрясающая лекция», другой «то, что нужно для личной эффективности».

Берем блокнот и ручка на месте, не забываем про чек-лист диагностики и давайте вместе посмотрим: что нам скажет наука по поводу мышления.

Творческое и критическое мышление

М.В. Фаликман: …и наконец. можно различить мышление творческое и мышление критическое. На самом деле по поводу творческого мышления в психологии продолжаются споры. С одной стороны предполагаются, что мышление нужно только тогда, когда задача не решена и в итоге получится что-то новое. Как определял Уильям Джеймс — это способность сориентироваться в новых данных опыта. Тогда любое мышление творческое.

И когда появляются классификации вроде мышление творческое и так называемое репродуктивное, воспроизводящее, про второе всегда вопрос — это мышление или нет?

Но если мы выделяем мышление, связанное с порождением нового и мышления связанного с проверкой того, что мы нашли с определением области применения нашего решения. То такая классификация вполне возможна.

Творческое и критическое мышление

А.А. Морозов: Пока ничего интересного и определенного… Как считается или не считается — это описательные знания. Гораздо интереснее инструментальные. То есть конкретная задача решается определенными наборами инструментов.

Если, конечно, Эксперт знает такие инструменты. А также знает разницу между этими знаниями. Но давайте все-таки посмотрим что же в заданных рамках будет сказано непосредственно про само мышление.

Творческое и критическое мышление

М.В. Фаликман: На самом деле за различением творческого и критического мышления стоит одна из известных процедур активизации творчества — так называемый Мозговой штурм.

Людей делят на две группы, одни из которых генерируют творческие решения для изобретательской задачи или просто производственной сложной задачи. А другие проверяют —насколько те решения, которые были придуманы во время творческой фазы, годятся и выдерживают логическую проверку, насколько они применимы.

Почему так? Потому что оказалось, что для творческого критических мышлениях характерны совершенно разные препятствия. Им мешают разные вещи.

Творческому мышлению мешает прежде всего наша внутренняя цензура и так называемая ригидность и шаблонность. Когда мы пытаемся двигаться уже проторенными путями, опираться на наш опыт, вместо того, чтобы увидеть какой-то атрибут, который принципиально отличается от того, что диктует опыт.

Психолог Эдвард Де Боно даже описывает специальное так называемое нешаблонное мышление или способность мыслить «около». Выделить тот атрибут, который принципиально противоречит прошлому опыту, но который важен для решения данной задачи.

Творческое и критическое мышление

А.А. Морозов: Мозговой штурм, Эдвард Де Боно — какие знакомые слова… Только какое творческое мышление активизирует Мозговой штурм, если сам автор, Алекс Осборн, не смог с его помощью решать задачи чуть более сложные в своей области — в области рекламы. Я прорабатывал первоисточники на английском языке. На русском этого, к сожалению, нет.

И хотелось бы понять — что есть полезного у автора популярных книг и шести шляп мышления у Эдварда Де Боно с научной точки зрения? Может быть, я что-то упустил? И уважаемый Эксперт покажет — как это работает на практике в реальной жизни.

Давайте посмотрим вместе. Буду рад ошибиться.

Творческое и критическое мышление

М.В. Фаликман: Как, например, в известной легенде про красавицу и ростовщика, где ростовщик предложил тянуть жребий, от которого зависела ее судьба и судьба ее отца. Она должна была вытянуть один из камушков — черный или белый. И в ночь перед испытанием узнала, что ростовщик положил два черных.

Что навязывает прошлый опыт? Тащить и смотреть что получится. Действовать как угодно. Что значит — увидеть тот атрибут, который находится «около»? Сделать ставку не на «вытащила, а на «остался». Например, вытащить камушек и уронить. Например, над рекой на мосту. Если остался черный, значит, уронили белый и, значит, победа может быть одержана.

Творческое и критическое мышление

А.А. Морозов:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как нибудь.
ТАк размышлением, слабо Богу,
У нас не мудрено блеснуть!

Эксперт же был, по мненью многих,
(Судей решительных и строгих)
Ученый, а не дилетант.
Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Поговорить о важном споре.

И вызывать восторги там,
Где смысла нету ни на грамм!
Творческое и критическое мышление

М.В. Фаликман: Еще одна вещь, которая принципиально мешает творческому мышлению — это избыток мотивации. Когда мы очень хотим, очень быстро найти самое лучшее решение, у нас скорее всего ничего не получится.

В психологии мотивации давно описан этот закон «оптимум мотивации». И чем сложнее задача, тем слабее должна быть наша активация, наше стремление сделать все немедленно наилучшим образом.

А критическому мышлению мешает например наша тревожность, связанная с тем, что если идея окажется не достаточно ценной, то, значит, мыслим мы плохо и самооценка наша снизится. А если мы работаем в коллективе, то мы боимся, что будут критиковать нас. И не критикуем других, боимся отдавать свои идеи на суд другим.

И таким образом эффективный мыслительный процесс оказывается, когда эти два вида внимания разнесены во времени. Хотя в работе, например ученого, мы естественно можем найти собственно говоря и творческое мышление порождение нового и критическое мышление, оценку тех идей, которые были подготовлены.

Творческое и критическое мышление

А.А. Морозов: Подведем итоги: Научный канал — есть, доктор наук — есть, просмотры, лайки и восторги — тоже в наличии. А результата нет. А что есть? Есть три признака из семи: потерял напрасно время и сморозил очередной стих. Но экспертов в интернете столько, что мне одного Пушкина точно не хватит. Чтобы на каждого что-то сморозить.

Чек-лист экспресс диагностики будет в описании к этому видео. И подписывайтесь на канал. Мои небольшие ролики позволяют фильтровать информацию и предохраняют Вашу голову от шлака без регистрации, смс и ГМО.

Звание «профессор», «доктор наук», «академик» до сих пор считается признаком того, что человек что-то знает в данной теме и у него можно получить концентрированную информацию. А начинаешь его слушать и вместо научных данных, методик, инструментов мышления Вам начинают рассказывать старые байки, легенды и популярные книжки.

Прежде чем ругаться на уровень образования в обществе и критическое мышление, когда люди верят всякой ерунде в социальных сетях, полезно посмотреть на профессоров и академиков, которые учат наших детей и занимаются просвещением.

И какое же будущее ждет Вас и Ваших детей, если Вы не умеете видеть эту информацию и отсекать ее?

Используемые ссылки:

Дополнительные материалы:

  • Мышление и интеллект — 138 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/147/
  • Типовые ошибки мышления — 37 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/334/
  • РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ: чего НЕ ЗНАЮТ НАЧАЛЬСТВО, ПЕДАГОГИ и РОДИТЕЛИ ? — видео, 99 мин: 

Использованные материалы:

видео: Виды мышления — Мария Фаликман // ПостНаука
https://youtu.be/B21vppi2XxI [8:04 — 12:30]

фото:

Прокрутить вверх