Пока гром не грянет, никто не станет искать решение проблемы. А зачем, когда и так все хорошо? Надо решать задачи по мере их поступления. И доля правды в этом есть.
Когда жизненные обстоятельства прижимают человека, он начинает искать решение. А еще задаваться вопросом — какие методы мышления уже есть, чтобы помочь найти решение не только бытовым проблемам, но и сложным задачам, создавать изобретения, делать научные открытия?
О методах мышления чаще всего говорят психологи и поэтому в процессе поиска можно найти выступление Сергея Ростиславовича Яголковского, кандидата психологических наук, доцента ВШЭ, где он расскажет о методике продуктивного мышления.
Но Морозов Алексей Александрович, эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь социальных технологий и общественных реформ, сначала проверит рекомендации эксперта по чек-листу экспресс-диагностики.
А.А. Морозов: Доктор, я на грани нервного срыва, мне каждый день приходится принимать тысячи решений… Я работаю на сортировке апельсинов. И мне нужно быстро решать — большой, средний или маленький.
Старый анекдот. Но нам действительно каждый день приходится принимать множество решений. И далеко не все из них такие простые. Например: конфликты с подростками, цели и смысл жизни, стратегические планы на будущее и так далее. Но для этого нужно мыслить не как сортировщик апельсинов. А как?
Как и мои коллеги по проекту VIKENT.RU, я занимаюсь исследованием старых социальных проблем и постоянно ищу ответы на вопросы: как нужно мыслить, чтобы найти новое решения для сложного вопроса или задачи?
Но ведь есть же люди, которые профессионально занимаются вопросами мышления и даже уже не первый век. А в интернете есть все, и сегодня Сергей Ростиславович Яголковский, кандидат психологических наук, доцент ВШЭ. Расскажет нам с вами про методику продуктивного мышления.
Блокнот на месте, ручка готова, не забываем про чек-лист экспресс диагностики экспертов. Давайте вместе сегодня попробуем научиться мыслить продуктивно.
С.Р. Яголковский: И в этой связи хотелось бы упомянуть несколько другой подход к пониманию мышления, который тоже очень хорошо во многих случаях объясняет — как рождаются новые измышления, идеи , изобретения. Этот подход был предложен представителем, последователем достаточно известной в психологии мышления Выборгской школой и ее ярким представителем являлся исследователь по фамилии Отто Зельц.
Он в отличии от гештальт-психологов, считал, что любое наше мышление, прежде всего базируется на тех знаниях, на том опыте, который у нас есть. Более того, он предложил несколько конкретных механизмов, способов мыслительной деятельности, которые могут приводить к каким-то продуктивным интересным решениям.
А.А. Морозов: Отлично! Конкретные инструменты я и ищу. Не очередной рассказ о том, как бывает, не бывает, а конкретные инструменты, которые можно применить на практике.
Только вот фраза «любое мышление» немного настораживает. Ну давайте наконец потрогаем руками — о каких инструментах пойдет речь?
С.Р. Яголковский: Одним из самых простых является уже апробированный метод решения задачи, который может быть просто приложен к другой ситуации. Например: если в школе на уроке учительница дает ученикам младших классов задачу такого содержания: «мама пошла на рынок и купила 5 кг яблок. Из 2-х кг сварила компот, сколько яблок осталось?» И показывает: из 5 вычесть 2, получается 3.
Детишки понимают, и им на дом дают задачу очень похожую на эту со сходным принципом решения. «Папа купил 15 кг груш и мама из 7 кг сварила варенье. Сколько груш осталось?» Совершенно понятно как эту задачу решать. Необходимо приложить уже известный метод ее решения. Очень простая ситуация, и легко заметить, что здесь новизны, продуктивности очень мало, хотя она есть, потому что ситуация-то другая.
А.А. Морозов: Яблоки, груши, апельсины — это хорошо. Фрукты полезны, варенье вкусное. Только как быть, если уже вырос? Где взять решения, которые можно потом переносить?
Например: многие конфликты между подростками и родителями как раз происходят по этой причине. То, что работало в детском саду, в начальной школе — не работает с подростком.
С.Р. Яголковский: Более сложный случай, когда метод решения задачи не известен ее решателю. Возьмем пример из другой сферы. Какой-нибудь подросток или совсем школьник 10 лет ион сталкивается с обычной жизненной ситуацией, когда на него кто-то из его близких людей обиделся. Он не знает, как наладить отношения с этим близким ему человеком. Он пытается и так и сяк — не получается.
И он начинает, если это смышленый паренек или девочка, анализировать ситуацию, искать возможные пути ее решения. И вспоминает, что 5 лет назад он или она были свидетелем ситуации в семье, когда или мама сказала папе грубое слово, или наоборот. И второй родитель обиделся, и родители дулись друг на друга. И в конечном итоге один из них подошел и сказал: извини пожалуйста, давай с тобой помиримся. И второй родитель расплылся в улыбке и все было хорошо.
Вот этот мальчик или девочка, решая актуальную задачу, анализирует прошлый опыт и вдруг вспоминает эту ситуацию, которая тогда была совершенно неясна. Но вспоминает ее уже в другом ракурсе. Вспоминает и экстрагируют, вытаскивает из нее принцип ее решения.
Как видно этот метод решения, он совершенно другой. Он предполагает уже активную мыслительную деятельность человека. Когда нужно проанализировать свой прошлый опыт, имеющиеся знания и вытащить оттуда принцип, который был до сих пор неизвестен. Это второй уровень решения задачи.
А.А. Морозов: Вот добрались и до подростков. Интересно, а как можно вспомнить решение о котором ты не знал? На экзаменах так любят шутить.
И не понятно откуда примеры — из книги, из практики? Или это рассуждения про сферического подростка в вакууме? Ну давайте все-таки попробуем дорасти до взрослых примеров.
С.Р. Яголковский: Наконец Отто Зельц предложил еще более сложный метод, который здорово работает и в продуктивном мышлении тоже. Я Вам его проиллюстрирую на достаточно известном примере с Бенджамином Франклином. Это бывший президент Америки, который в молодые годы занимался научными изысканиями.
Он бился долгое время над проблемой, которая тогда очень сильно волновала всё человечество — как канализировать мощную энергию молнии, чтобы она не била в корабли, в какие-то повозки, в здания, дома. Каким образом обезопасить людей от этой мощной энергии?
Никто не мог эту задачу решить. И он тоже долго бился, мучился до тех пор, пока однажды не явился свидетелем очень простой и достаточно банальной ситуации — на лугу папа с сыном запускают воздушного змея. Он увидел этого змея как предмет, который парит высоко в небе и соединен ниточкой со стоящим на земле человеком.
И вдруг его осенило. Он вдруг понял, что решение проблемы на том этапе, волнующее человечество, заключается в том, чтобы вывести высоко в небо какой-то высокопроводящий электричество предмет и соединить его с землей. То есть, этот воздушный змей натолкнул его на совершенно классное инженерное решение. И в результате появился хорошо нам известный громоотвод.
Вот это более сложный случай, когда принцип решения задачи уже не готов и не представлен в готовом виде в голове у человека. Не находится в его прошлом опыте, а представлен в какой-то наличной ситуации, когда совершенно случайные обстоятельства могут подтолкнуть человека на гениальное решение.
А.А. Морозов:
Высокой страсти не имея В науки жизни не щадить, Не мог он байку от примера, Как мы ни бились, отличить. Читать психологов столетних; И для студентов малолетних Прослыть глубоким знатоком, Но вот уметь судить о том, Как продуктивно мысль зреет, Не нужно, видно, самому. Зачем методики ему, Когда простой пример имеет. Я этого понять не смог И стих сморозил в эпилог
С.Р. Яголковский: Вот эти методы решения задач, предложенные Зельцем, могут достаточно эффективно использоваться в образовательной практике. Конечно, как легко заметить, наиболее развивающимся методом является самый последний, который связан со случайным связыванием ситуации и экстрагированием, выделением основного принципа решения актуальной задачи, подаренной судьбой из наблюдения картины или ситуации.
И второй метод тоже прекрасен, потому что он развивает способность школьника анализировать свой собственный опыт, анализировать жизненные ситуации, в которых этот школьник оказался. И находить решения задачи там.
Ну и первый, самый простой метод — он тоже хорош на этапе начальной школы, когда ученики должны научиться применять преподнесенный, объясненный метод к совершенно другому классу ситуаций. Все эти три метода хороши, и, если их правильно использовать, они безусловно сыграют во благо эффективности образовательного процесса в школе.
А.А. Морозов: Печально, но в итоге три признака из семи, пустые обещания дать конкретные механизмы и брошенная тень на остальных Коллег. А может у современных психологов нет никаких инструментов, если они нам с Вами нафталиновые тексты пересказывают?
Практическая польза от примеров с Франклином, как с яблоком Ньютона, Даже если ящик себе на голову уронишь, ничего, кроме сотрясения мозга, не получишь. Чек-лист будет в описании к этому видео. И подписывайтесь на канал, иначе так и будете столетние гипотезы принимать за современные методики.
Интересно, а сколько ещё экспертов в своих выступлениях и публикациях пересказывают старые гипотезы, вместо того, чтобы делать новые разработки и двигать науку вперед?
Пересказывать старое — это безопасно. Люди делом заняты, зарплату получают и гранты на исследования. Научные звания имеют, выступают и обещают светлое будущее. Но если о решениях только рассуждают почти сто лет, а проблема остается, то может надо поменять что-то в самом подходе? Или мы продолжим рассуждать следующие сто лет?
Используемые ссылки:
— Интеллектуальные операции по Отто Зельцу: https://vikent.ru/enc/2118/
— Американский учёный, изобретатель, дипломат и политический деятель Бенджамин Франклин: https://vikent.ru/author/227/
Дополнительные материалы:
— Психология творчества — 115 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/229/
— Мышление и интеллект — 138 материалов по теме: http://vikent.ru/enc-list/category/147/
— ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ О ТВОРЧЕСТВЕ / КРЕАТИВЕ — видео, 6 мин:
Использованные материалы:
видео: Продуктивное мышление — Сергей Яголковский // ПостНаука https://youtu.be/BYvTz9JtLLg [6:26 — 13:30]
фото:
- С.Р. Яголковский // НИУ ВШЭ https://www.hse.ru/org/persons/66842
- Кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», Мосфильм, 1965г.
- https://www.behance.net/gallery/11430859/Steve-Jobs
- https://pixabay.com/images/id-4399130/