Как стать настоящим социологом?

Участники дискуссии:

Игорь Николаевич Пантин: эксперт медиагруппы РЕМА / RhEMA, исследователь технологий медиаобразования, автор книги «Приемы Решения Изобразительных Задач» — о том, как использовать опыт выдающихся режиссеров и операторов для своих видео.

Виктор Семенович Вахштайн: российский социолог, специалист по социальной теории и микросоциологии, декан факультета социальных наук МВШСЭН.

Ивар Ханнуевич Максутов:главный редактор проекта ПостНаука

И.Н. Пантин: Уважаемые зрители, я рад приветствовать Вас на ЮТУБ канале Rhema. Здесь вы найдете более 100 видеозадач для постановки интеллектуальных навыков.

Какие действия необходимо мы совершать, чтобы стать профессионалом? Давайте посмотрим фрагмент интервью Виктора Семеновича Вахштайна на канале ПостНаука.

Источник: Скриншот из видео / Перспективы: Быть социологом https://youtu.be/taofT-hl2RU
Источник: Скриншот из видео / Перспективы: Быть социологом https://youtu.be/taofT-hl2RU

И. Х. Максутов:Если говорить о том режиме, который ты считаешь идеальным и в формате социолога, в котором ты существовал, принимая такое решение и вообще думая о том, как дальше выстраивать свою собственную карьеру. Что является важнейшим в подготовке социолога? Чему должен человек, обучаясь на социологическом факультете или в каком-то там центре, чему он должен научиться, чтобы стать настоящим, правильным социологом?

И.Н. Пантин:Уважаемые зрители, тема действительно актуальна. Нет ответа на вопрос: какими навыками должен обладать ученик, чтобы стать профессионалом? Будьте внимательны и следите за ответом Спикера!

В. С. Вахштайн: Писать тексты. В любом случае правильно, если мы принимает это разграничение чистого и грязного, правильное научное социологическое образование — это образование текстоцентричное. Это читать — писать. Это образование, выстроенное вокруг текстов.

И. Х. Максутов:Все пишут тексты.

В. С. Вахштайн:Да. Это во-первых. Но проблема в том, что в России все пишут тексты, но не все можно назвать текстами.

Игорь Николаевич Пантин / скрин видео
Игорь Николаевич Пантин / скрин видео

И. Н. Пантин: Уважаемые зрители, мы услышали ответ спикера. Достаточно ли этих навыков, чтобы стать настоящим, правильным специалистом? Достаточно ли этих навыков, чтобы стать настоящим, правильным специалистом?

И. Х. Максутов:Научиться писать тексты — ок. Религиовед тоже должен научиться писать тексты. Большинство гуманитариев должно научится писать тексты, и даже больше скажу — все естественники должны научиться писать тексты. Пока у нас наука текстоцентричная.

В. С. Вахштайн: Нет, это не так. У нас наука текстоцентричная, не у нас, а вообще текстоцентричная, потому что живет в виде текстов. Образование — нет. Да, лекционно-семинарская система не текстоцентричная. Хорошее прикладное образование в лучшем случае в ВУЗах нетекстоцентричное. Я знаю студентов из лучшего, на мой взгляд, социологического факультета Москвы, которые приходили к нам, и вдруг выяснялось, что они не умеют читать.

Источник: Скриншот из видео / Перспективы: Быть социологом https://youtu.be/taofT-hl2RU
Источник: Скриншот из видео / Перспективы: Быть социологом https://youtu.be/taofT-hl2RU

На протяжении 4-х лет они не прочитали ничего, они искали в нужных текстах, заданных на дом, поиском ctrl+f ключевые слова, прочитывали абзацы вокруг этих слов и получали представление о том, как именно этот текст устроен. И, конечно, это кажется, что очень легко писать. Но писать в научном жанре крайне сложно.

И. Н. Пантин: Уважаемые зрители, давайте прервемся. Отметьте для себя: что, по мнению Виктора Семеновича Вахштайна, мешает вузам ставить профессиональные навыки студентам?

В. С. Вахштайн: В данном случае герметичность образования состоит в том, что оно происходит в библиотеке, 8 часов в день человек читает, 2 часа в день человек слушает лекции, а все остальное время он думает — и пишет. Ночью. Соответственно, Шанинка устроена именно таким образом. На одно ваше эссе вы получаете три рецензии. Одно из факультета, одно из Англии, то есть на каждый ваш текст пишут еще полторы страницы текста. Три человека.

И. Н. Пантин: Уважаемые Зрители, давайте подумаем! Предложенный спикером режим работы, это:

  • стандарты вуза
  • личный опыт спикера
  • или лучшая практика, которая позволит студентам стать профессионалами в своей области?

Для сравнения рекомендую прочитать подборку материалов «Приемы организации труда».

Игорь Николаевич Пантин / скрин видео
Игорь Николаевич Пантин / скрин видео

В. С. Вахштайн: Вот в данном случае это не просто научиться писать. То есть, кажется, что научиться писать — это все, что нужно. Нет, научиться производить качественный научный текст.

И. Н. Пантин: Уважаемые зрители, предлагаю в комментариях обсудить 3 вопроса:

  1. Какая проблема обсуждалась в видео?
  2. Что спикер предложил для ее решения?
  3. Какие навыки необходимо формировать, чтобы стать профессионалом?

Оставляйте свои развернутые ответы в формах выше, в комментариях Дзен или под видео на YouTube. Перед тем, как выбрать или написать свой ответ, проработайте материалы по теме:

Используемые ссылки:

Прокрутить вверх