Хорошо в бизнесе и просто. Придумал —- рубль, сделал — десять, продал — сто. Может, не так просто сделать, но по крайней мере понятно. А вот с наукой все гораздо сложнее.
С одной стороны, научные открытия дают новые возможности для бизнеса. С другой — от фундаментальной науки до готового изделия на полке магазина лежит пропасть и десятки лет дополнительной работы, исследований, изобретений.
Как продать же тогда продать научные открытия бизнесу? На этот не простой вопрос дает рекомендации Президент РАН (в настоящее время уже бывший) Сергеев Александр Михайлович. А мы в свою очередь вопросами в конце фрагмента и дополнительными материалами поможем лучше разобраться в этой теме.
Вопрос из зала: Популяризация — это хорошо, и мы сами стараемся это делать. Но там есть подводные камни в популяризации науки. У меня самого примерно 80 интервью в год, но эти «мусорные» каналы… Я знаю ребят, ученых, которые не хотят давать интервью, потому что это копирование, копирование и все — как глухой телефон! В конце получается, что я не гиену открыл, а показал какие-то роды каких-то щенят и так далее.
Ученые боятся рассказывать о науке, так как «мусорные» каналы и СМИ искажают информацию
Популяризация — это классно, она важна. У нее есть второй подводный камень. Всегда Дробышевского встречаю и говорю: «Стас, спасибо тебе за всех за нас». Но он «положил» свою карьеру ради нас — что мы теперь не рассказывает, а он об эволюции человека. Но кто же готов «положить» карьеру? Правильно сделали в академических институтах — дали ставку для общения со СМИ.
Так дайте ставку или сделайте менеджеров с другой стороны, с другого блока — чтобы мы говорили о бизнесе, чтобы менеджеры продавали наши знания бизнесу. Мы сами не сможем — мы 8-10 часов в сутки работаем. Если я еще интервью дал, а не дай Бог еще и с бизнесом. А я не знаю как с бизнесом говорить. И ученый исключается из этой цепочки — кто же статьи за нас будет писать? Мы только научились писать по 10 статей в год, правда Scopus.
Поэтому комплекс — с одной стороны талантливые менеджеры для связи, а с другой — популяризация науки, которая безусловно должна быть. Спасибо.
И не умеют продавать свои знания, а заниматься этим нет времени.
А.М. Сергеев: Скажите, пожалуйста, а разве наши многочисленные факультеты бизнеса, предпринимательства и прочее, которые есть пости во всех университетах, даже в хороших и лучших. Разве они не должны готовить вот этих людей, которые… Мне казалось, что это как раз очень правильный менеджмент, когда они в наших институтах, университетах берут новую информацию, новые знания и правильно представляют их для бизнеса.
Мне кажется, что здесь, может быть, как раз в наш университет обратиться, что когда мы готовим научных менеджеров, обратить внимание, что вот это сейчас очень востребовано.
Но ведь есть бизнес-факультеты, где готовят специалистов по общению с бизнесом
Очень правильный был разговор, как фундаментальную науку красиво представить — нарисовать ребенку, школьнику. А ведь это тоже самое, как ее нарисовать бизнесмену. Вот у него бабок в кармане полно, а мы не можем ему это красиво нарисовать
Вот Сергей Владимирович главный человек у нас в стране по Art&Science. И один из разделов Art&Science заключается в том, что есть Science — как его подать в такой форме, чтобы он затронул, в том числе у бизнесменов, правое, по видимому, полушарие, которое такое, более что ли эстетическое, больше гуманитарное. Там не нужны детали всяких связей фундаментальной науки. Но как это правильно подать? Вот ведь о чем идет речь.
И я считаю, что это исключительно важно работать сейчас с бизнесом, который хочет помочь науке. Но начинаешь им рассказывать и видно, что у него глаза потухают. Он не понимает наших терминов. А если ему красиво эту штуку нарисовать, представить, так он сразу же бабки выложит и скажет: «Люблю фундаментальную науку!»
Нужно лишь обратить внимание университетов на проблему — подавать научные знания бизнесу красиво и простым языком
Поэтому, если мы с Вами говорим, как уважаемый Коллега из новосибирского университета сказал, я просто влюбился вот сразу. Извините, пожалуйста, все остальные представителе женской части, ну так бывает… Если мы с Вами говорим как достижения фундаментальной науки, которые мы считаем, что у нас есть. Как это правильно, красиво представить для бизнесменов?
Это, кстати, могла быть еще одна интересная задача для года фундаментальной науки. Я для себя называю это Art&Science — как красиво, художественным средствами, затрагивающие эстетическое восприятие, как это подать? Смотрите, какая аудитория — есть дети, школьники, есть бизнесмены. А мы же владельцы этого фундаментального знания, мы с Вами здесь сидящие.
И когда мы говорим о таких вот коммуникациях — это не только передать знания от одного поколения ученых другому поколению ученых. Это еще правильно передать знания, как сейчас говорят, целевым группам. И хорошо, что мы с Вами поговорили — есть идеи, чем наполнить год фундаментальной науки
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Какие задачи и трудности ждут учёных сегодня?
- Как предлагает справляться с ними Герой видеозадачи?
- Насколько достижимы предложенные варианты?
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 24 материала по теме «Ошибки при внедрении инноваций» https://vikent.ru/enc-list/category/373/
- 54 материала по теме «Внедрение инноваций» https://vikent.ru/enc-list/category/361/
- 10 ПРОБЛЕМ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУКИ / МЕТОДИК — видео, 11 мин, https://youtu.be/xEqbhn6uSFo
Использованные материалы:
Видео: От Года науки и технологий к Международному году фундаментальных наук https://youtu.be/iqP3X8nCj8w [1:36:20 — 1:41:49]