Ясюкова Людмила Аполлоновна

Как научиться читать? Чему НЕ учат в школе…

В начале XX века грамотным считался тот, кто мог по слогам читать и написать правильно свою фамилию. Постепенно уровень грамотности повышался, и дети стали уметь читать еще до школы.

В начале XXI века стало понятно, что уже и этого недостаточно. Прочитать книгу не равно понять те идеи и мысли, которые пытался передать ее Автор. Навык анализа информации не идет в комплекте с навыком чтения.

О проблеме обучения не выразительному чтению и усвоению содержания говорит Ясюкова Людмила Аполлоновна, кандидат психологических наук и Автор психологической технологии оптимизации развития и обучения детей.

Л.А. Ясюкова: Эльконин внедрял свой метод, и он чтением вызывает озвучивание графических символов. На самом деле озвучивание графических символов — это музыка, а чтение — это понимание графических символов, осмысление. Но поскольку теоретически все давно уже привыкли, что чтение это озвучивание графических символов, то Вы знаете как происходит проверка техники чтения.

На первом месте скорость чтения — читать ребенок должен быстро, громко. На первом месте скорость, на втором безошибочность, на третьем выразительность. И только на четвертом понимание. Если ребенок читает быстро и выразительно, то понимание обычно не спрашивается.

Читать текст и понимать его не одно и тоже

У меня есть очень простой тест навыка чтения. Здесь приведен отрывок из сказки, и это уже давно обоснован как тест. Детям нужно просто вписать слова, которые по смыслу там подходят. К сожалению нормально выполнить тест может только около 30% одиннадцатиклассников-выпускников. Если ребенок вставляет 8 слов и более — это правильно, то смысловой единицей восприятия текста является целое предложение. То есть в принципе он умеет читать нормально. Сразу схватывает смысл целой фразы и может прочитать всё что угодно. Таких детей в начальной из школы выходит 2-3 человека на класс. И заканчивают школу 11-й класс около 30% умеющих читать.

Я преподавала в институте психологии и социальной работы. И у меня на втором курсе были студенты, которые не справлялись с этим навыком, то есть читать не умели. У меня были и десятиклассники… Я занимаюсь профориентацией, мама привела девочку и спрашивает — куда нам пойти? На вопрос «в чём проблема» мама говорит, что у девочки дисграфия (нарушение письма, не связанное с интеллектом — примечание Ремы).

Ясюкова Людмила Аполлоновна

Этот тест я даю ежегодно со второго класса по 11-й. И даю взрослым тоже. И даже тогда, когда дети его ежегодно выполняют, если они читать не научились, с этим не справляются. Вот эта девочка правильно вставила 2 слова, я говорю: она же читать не умеет. Ну да, не умеет.

И без понимания информации анализировать и работать с ней невозможно

Можно учиться в школе и не уметь читать. Когда слушают уроки, когда родители что-то объясняют, показывают, считать может, отвечать на вопросы может. Если поставлен официальный диагноз дисграфика, письменных работ с них не требуют. И дальше я говорю: вот идите в институт психологии и социальной работы. Она его закончила.

Не читающих у нас много. Если ребенок вставляет правильно 5-7 слов, то смысловой единицей восприятия текста является словосочетание. То есть простые предложения, короткие он читать может. Простые тексты, где фразы короткие, читать может. Но литературные произведения читать не может. Например, когда у Толстого сложноподчиненные где четыре «чтобы», он повисает на середине и не понимает о чем идет речь. Сложные фразы Достоевского, Тургенева.

Ясюкова Людмила Аполлоновна

Эти дети, а это 70% выпускников, не читают книги именно потому что не понимают про что. Они просто не видят смысла, особенно если там описание природы, если там какие-то философские рассуждения, моральные метания героев. Они как бы теряют смысл, когда читают, не понимают про что. Они могут читать там где диалог, короткие фразы. Как в детективах что-то попроще, и то не всегда. Если фраза построена сложно — читать не могут.

То есть то, что старшеклассники и взрослые, молодежь мало читают или не читают вообще, это проблема не компьютеров, ни телевизоров или еще чего-то, а проблемы начальной школы — детей не научили читать вообще.

А для интеллектуалов 21 века это ключевой навык

И если у детей не полноценный навык чтения, и только словосочетание является смысловой единицей восприятие текста, то они не только не могут читать художественную литературу, они не могут писать сочинения. То есть они не могут построить грамотную фразу. В построении фразы она у них корявая, не согласованные слова в роде, числе и падеже, и поэтому писать сочинение они не могут.

Ясюкова Людмила Аполлоновна

У нас ЕГЭ не от хорошей жизни — большинство детей сочинения писать не в состоянии. И сейчас сочинения уже в 7 классе дети не пишут. Они пишут ответы на вопросы на треть страницы по произведению, потому что читать не умеют. То есть у нас подстраивается система образования под дефективное образовании начальной школы.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Какие пробелы школы и ВУЗа отмечает Героиня видеозадачи?
  2. К каким последствиям это приводит большинство людей?
  3. Как эти пробелы закрывают для себя интеллектуалы?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Как блокируют навык развития чтения у детей. Людмила Ясюкова. https://youtu.be/-McwnoF7KSA [38:40-43:30]

Прокрутить вверх