Родителем может стать практически каждый, даже если и не было такой цели и желания. А вот воспитать ребёнка не у всех получается. Даже если очень хотеть и стараться. Искреннего желания, к сожалению, недостаточно. Особенно, когда ребёнок вдруг становится подростком.
Может, стоит обратиться за советом к профессионалам? Известный педагог-новатор Шалва Александрович Амонашвили делится своим опытом, который использует на практике.
А. Бегак: Вы сказали словосочетание «Психология согласия». Могли бы Вы чуть подробнее об этом рассказать и на каких-то примерах — как это работает?
Ш.А. Амонашвили: Возьмём из этой психологии страсть к взрослению. Надо брать ребенка как равноправного. Если Вы дружите со своим сыном — нужна дружба со своими детьми — при дружбе все равны. А в равных условиях ребёнок больше понимает нас, а мы еще лучше понимаем его.
Отношения на равных позволит Вам лучше понимать ребёнка, а ребёнку Вас
Второе — не делайте за ребёнка то, что он может сам сделать. Надо дать ребёнку чувство свободного выбора. В этом его свобода. Надо с ними советоваться. Так как мы этого не делаем, в семье господствует понукательная педагогика — не трогай, не бери, хватит, не ходи, не пошути, нельзя этого делать, пока рано тебе это… Чем больше такого в семье, тем [больше] ребёнок в авторитаризме взрослого.
Важно дать возможность самостоятельно принимать решения
А. Бегак: Совершенно с Вами согласен в том, что касается свободы выбора, обсуждения взрослых дел с детьми. Абсолютно! Подписываюсь под всем этим. Единственное, что всё равно есть некоторое лукавство — есть ситуации, в которые ребёнок не может войти полностью как во взрослую жизнь. Грузины сидят за столом, поют песни, пьют вино — Ваш ребёнок не будет с ними пить вино. А он хочет быть взрослым. Как Вы это ему объясните? Всё равно приходится придумывать, манипулировать в хорошем смысле это слова — придумывать какие-то обходные пути, чтобы его не ранить, и при этом, чтобы он чувствовал себя полноценным.
Ш.А. Амонашвили: Обязательно. Вообще, педагогика — это искусство. Была бы наука, то мы просто взяли бы объективный закон и применили бы его. И всё. Но это наука, а нам надо играть со своим ребёнком, чтобы он воображаемое принял как действительность.
Педагогика — это не наука, где есть законы и они выполняются
А. Бегак: Это «один на один», а когда у Вас большой класс, Вы должны сделать так, чтобы всем им было интересно. Ведь это главное, правильно?
Ш.А. Амонашвили: Вы знаете, сейчас приходит необычное поколение детей — их называют «индиго», «кристаллическими», «звёздными» детьми. Это правда необычное поколение. И, если мы их будем воспитывать так же, как меня воспитывали, авторитарно, то мы часть таланта уберём, похороним внутри самих же детей.
Как учителю подойти к детям? Тоже надо дружить, уважение, сострадание, открытость. Будущая школа — это не здание, не кабинеты, коридоры и бассейны и так далее. Будущая школа — это учитель, его дух, его нравы, его культура. Детей надо удивлять каждую минуту, каждое мгновение. Если ребёнок на моём уроке не будет чем-то удивлён — он будет смотреть в окошко, мобильник свой достанет.
Если я сам стану удивлением и с теми вещами, с которыми выхожу [к детям] — я не просто урок буду проводить. Я с ними вместе буду творить необычное общение.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Есть ли у Вас сложности во взаимоотношениях с подростком?
- Как предлагает действовать Эксперт видеозадачи в таких ситуациях?
- Насколько Вам понятны и применимы его рекомендации?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 20 материалов по теме «Подмена решения эмоциями и разговорами» https://vikent.ru/enc-list/category/363/
- 97 материалов по теме «Обучение детей» https://vikent.ru/enc-list/category/104/
- ПЕДАГОГИКА: КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЕ ПРОЕКТЫ по РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ на курсе VIKENT.RU — видео, 13 мин, https://youtu.be/hKgfPGR7Aqo
Использованные материалы:
Видео: Правила жизни. Эфир от 09.12.19 / Телеканал Культура https://youtu.be/JzohKPBJfso [12:58-16:27]