Чернобаев Николай с книгой Кради как художник

Как начать творческую жизнь?

«Путь в тысячу верст начинается с одного небольшого шага». Это выражение древнекитайского мыслителя слышали многие. Но не каждый Конфуций сможет сказать также просто и понятно — с чего начать свой путь в творчестве?

Предприниматель в сфере онлайн-образования и режиссер-любитель Чернобаев Николай Анатольевич поделится своими озарениями о начале пути в творчестве.

Н.А. Чернобаев: Я понимаю, что начал бы свой первый бизнес, выложил бы свое первое видео и попробовал бы научиться какому-либо новому виду творчества еще раньше, если бы меня не останавливало убеждение в стиле: «Блин, такое уже есть! Надо что-то свое придумать, уникальное, раскопать свою индивидуальность из глубин своей души и ждать божественного озарения».

И так бы я и жил, оставляя все свои мечты о яркой и творческой жизни только у себя в голове. Глубины души не спешили раскапываться, а божественное озарение не спешило снисходить до меня. Но потом мне в руки попала вот эта книга «Steal like an artist» (Кради как художник) Остина Клеона. И я как-будто бы прозрел. Творческие люди такие же люди, как и все. Вернее сказать — все люди по своей природе творческие.

Не нужно стремиться быть оригинальным.

Творчество — это обычный механизм, работу которого можно понять. Оно возникает из-за применения конкретных инструментов мышления к существующему материалу. И основные три инструмента — это копирование, преобразование и объединение.

Копирование — это то, что создает фундамент нашего творчества, от которого надо оттолкнуться и начать строить дальше с помощью преобразования и объединения существующих идей. Нельзя создать что-то из ничего. Все мы стоим на плечах гигантов и строим свои творческие работы на основе того, что было в нашей культуре до этого. Копирование и подражание это основа любого образовательного процесса.

Чернобаев Николай читает книгу

Александр Крофт: Музыканты как учатся? Они играют чужие песни. Битлз играет чужие песни, они были группой каверов. И им говорили: Вы так и будете по пабам петь каверы. Художники учатся — их заставляют перерисовывать чужие картины. Как только дело касается фотографий, все начинают клинить: я сам личность, почему я должен копировать чужие фотографии?

Н.А. Чернобаев: Для творчества жизненно необходимо влияние — никто и никогда сразу не становился мастером. В начале у всех есть примеры для подражания. Как говорится «Fake it ’till you make it». Если вы погуглите кто кого вдохновил и кто на кого повлиял, поставите любого знаменитого музыканта, режиссера или художника, то вы увидите длинную цепочку людей, которые повлияли друг на друга.

Если представить начало любого творческого пути как круговую диаграмму источника влияния, то скорее всего это будет выглядеть как-то так — 50% влияния какого-то одного самого любимого творческого деятеля, остальные 50% это еще 5 каких-либо деятелей. И чем больше Вы будете заниматься творчеством, тем больше источников влияния будет появляться на этой диаграмме. И пирог будет делиться на все более маленькие, маленькие кусочки.

Чернобаев Николай рисует диаграммы

И когда-то ты сможешь сказать:черт возьми, я сделал себя как творческую единицу, как художника, режиссера, предпринимателя или блогера. Но честно ли будет сказать, что я оригинален? Думаю, нет. Так как то, что Вы принимаете за оригинальность — это сотни и тысячи людей, которые на Вас повлияли. Поэтому первый творческий секрет — это то, что нет ничего полностью оригинального. Все воруют у всех: не важно из своей творческой области или из смежной.

Ведь все инструменты творчества основаны на чужих материалах.

Есть мнение, что надо брать идеи только из других видов творчества. Например, если ты режиссёр, то вдохновляйся фотографией. А если блогер, то большим кино. Но я не считаю, что это это стоит делать правилом, потому что, если бы так думал Квентин Тарантино, не воровал бы фишки из других фильмов, то мы бы так и не узнали Тарантино-режиссера, который как губка впитал в себя множество крутых решений от других режиссёров. Хип-хопа бы вообще не существовало, если бы рэперы не начали синтезировать чужую музыку. И если бы Джейсон Стэйтем не копировал стиль таких актеров как Стив Маккуин и Пол Ньюман, то мы бы так и не узнали Стэйтем-философа.

А если серьезно, то на мой взгляд, любые запреты и правила в копировании от лукавого. Вместо того, чтобы сосредоточиться на творчестве, человек изощряется в том, чтобы казаться оригинальным, заметать следы и не палить источники. Я убежден, что человек, который считает себя на 100% оригинальным, самобытным и одаренным свыше, обманывает сам себя, имеет неадекватную завышенную самооценку и стоит на скользкой дорожке высокомерия.

И обычно, когда я серьезно начинаю изучать творчество человека, который так себя позиционирует, то всегда нахожу как минимум пару источников, которые на него повлияли. Если бы Павел Дуров не подражал Марку Цукербергу И Яну Куму, то мы бы никогда не увидели ВКонтакте Телеграм, первые версии, которых были очень схожи с Facebook* и WhatsApp*. А до Цукерберга и Кума были Томас Андерсон My Space и Яир Голдфингер с ICQ.

Чернобаев Николай с книгой Кради как художник

Если взять одного из самых популярных видеоблогеров Кейси Найстета, который повлиял на Мэтта Д’Авелла, который в свою очередь повлиял на меня, то Кейси возмущался о том, что его копируют. Хотя есть люди, с которых копировал он сам. Это Том Сатч и его родной брат Вэн Найстет. А что Мэтт? Разве он придумал тридцатидневные челленджи на Youtube? Или, возможно, он первый мужчина, который стал говорить про минимализм? Ну или первый начал снимать в документальном кинематографическом стиле? Или первый начал снимать подкасты с профессиональным микрофоном? Как видим — нет.

Мне нравится философия Брюса Ли, который брал то, что ему нравится из разных стилей единоборств, убирал то, что ему не нравится и добавлял что-то от себя. Так получился стиль единоборств Джиткундо.

А любые правила копирования только связывают руки потенциальному Творцу

В общем, копировать — это нормально. Но есть вещи являющиеся на продолжительный успех гораздо больше, чем талант и умение их копировать: искренность,харизма, чувство вкуса, упорство, дисциплина и постоянство. И это скопировать невозможно — это можно только воспитать в себе. Легко скопировать Мэтта или Кейси? Ну попробуйте сделать это в таком темпе как они, так долго и с такой харизмой, чтобы это понравилось людям, и они захотели вернуться.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Легко ли найти себе уникальное дело?
  2. Как это сделал и рекомендует Вам делать Герой видеозадачи?
  3. О каких рисках такого подхода он Вас предупреждает?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Главный секрет творчества https://youtu.be/exRlCBIgwBU [0:48-6:24]

*Компания Meta Platforms Inc., которой принадлежит Facebook и WhatsApp признана в России экстремистской организацией и запрещена

Прокрутить вверх