Система трёхголовых выводов выступления Эксперта

Алексей Александрович Морозов

эксперт по Экспертам и ЛжЭкспертам

А.А. Морозов: Есть такая традиция — Доклады делаются не для Оргкомитета, не для самого Эксперта и даже не для начальства, хотя в вузах это принято. Доклады делаются для Участников конференций и Зрителей, которые нас смотрят. А главное в Докладе — это выводы.

Мне много приходится смотреть выступления разных Экспертов, и я вижу, какие типовые ошибки они допускают. Расскажу о двух. Первая — они, особенно преподаватели из вузов, видимо по привычке считают, что их смотрят студенты. И начинают с ними сюсюкать, а то и вовсе сбиваются на чтение лекций и пересказ учебника. Публика дура, но ее не обманешь.

Вторая распространенная ошибка — это когда Эксперт пытается поразить всех своею начитанностью, образованностью. Завалить аудиторию сложными терминами и абстракциями, совершенно оторванными от реальности. Если выражаться очень наукообразно, то можно запутать не только зрителей, но и самого себя. И получить в результате очень неприятные вопросы по существу.

В проекте ПОЛИзнание, где будут выступления самых разных Экспертов по острым актуальным вопросам образования, саморазвития, постановки сложных интеллектуальных навыков, мы считаем, что нас будут смотреть преимущественно уже взрослые люди, имеющие высшее образование. А самое главное — у них есть проблемы, с которыми они пришли сюда, и очень мало времени, чтобы разобраться в ситуации и найти решение.

Есть внешне простая, но очень эффективная система — трехголовые выводы. Первый раздел — сначала нужно рассказать, какие в данной теме существуют распространенные мифы и заблуждения. А также какие есть типовые ошибки, которые допускают большинство людей. И которые Вы как Эксперт делать не рекомендуете. Чаще всего, если просто убрать ошибки, то уже можно получить

а) результат, и 

б) — он будет лучше, чем у большинства других людей.

Желательно указывать неочевидные ошибки, взятые из практики, и которые по статистике встречаются чаще других. Теоретические рассуждения о сферическом коне в вакууме не нужны. Жизнь гораздо изобретательнее, чем любой вымысел, когда есть реальные примеры. Ну, если, конечно, они у вас есть.

Второй раздел — про ошибки Вы рассказали, теперь нужно дать рекомендации по решению. Человек ищет в интернете ответ на свой вопрос или возникшей проблемы. Нашёл Вас, и от Эксперта он хочет услышать — какие есть подходы к решению определенного класса задач. Желательно не просто решение, а при меньших затратах выше вероятность лучшего результата. Единичный личный опыт — как делает сам Эксперт, у него получается — тоже можно, но нужно чётко это оговорить.

Также как и ограничения предлагаемых решений — когда они работают, а когда работать не будут. Конечно, всем хочется волшебной таблетки сразу от всех болезней, как в ненаписанной сказке братьев Гримм. Но оставим сказки детям, а сами займемся серьезными проблемами взрослых людей.

И третий раздел трёхголовых выводов — честное признание Эксперта, что для него осталось еще неизвестным. Это найденные им и пока еще никем не решённые проблемы, за которые может взяться любой специалист, чтобы закрыть эту дыру в познании. Обществу не так важно, кто решит его проблемы. Главное, чтобы они были решены.

Например, система «трёхголовых выводов» внешне проста и понятна с первого взгляда. Но порой читаешь книгу или смотришь выступления Эксперта — примеры хорошие, взятые из практики, а не выдуманные из головы. Но как только доходит до выводов, начинает идти банальщина — надо делать хорошо и не надо плохо.

И в заключении я хочу сказать, что выступление сегодняшних Докладчиков, были как раз построены по этой системе — трёхголовые выводы. Коротко, четко и по существу. А главное — полезно для тех, кто нас смотрит.

Ссылки на материалы

ДОКЛАД: КАК СДЕЛАТЬ НАУЧНЫЕ ВЫВОДЫ ?

Прокрутить вверх