Какова мотивация ученого и цель его научной работы? В детстве этот выбор не осознается и ребенок выбирает, не обдумывая последствия и как он будет достигать свою цель. Но потом он вырастет, столкнется с трудностями, представление о работе ученого столкнется с реальностью, где много рутинных для для обеспечения самой работы.
И тогда вопросы мотивации и цели обостряются, ответственность за решения возрастает.
«Итак, мотивы, побуждающие учёных заниматься наукой, весьма разнообразны. Теперь попытаемся детально разобрать их, ибо одна из основных целей этих заметок — призвать Вас максимально откровенно проанализировать мотивы, которыми Вы руководствовались при выборе специальности, и решить, действительно ли Вы хотели этим заниматься.
Нет ничего более печального, чем неудачник в науке. Большинство из них — это просто мало приспособленные к чему-либо люди, попавшие в науку случайно.
Некоторые мотивы для избрания научной деятельности заслуживают одобрения обществом, другие оно воспринимает с отвращением.»
Иоган Фихте, Лекция IV. О назначении учёного / Несколько лекций о назначении учёного. Назначение человека. Основные черты современной эпохи, Минск, «Попурри», 1998 г., с. 37-47. Источник — портал VIKENT.RU: https://vikent.ru/enc/611/
Как самому человеку понять свое стремление и не уйти в сторону от выбранной цели? А по каким правилам можно проверить значимость выбранных исследований со стороны общества?
Главный Герой видео — Гринбаум Алексей Олегович, российско-французский физик и философ, участник проекта Европейской Комиссии RRI-Practice — рассказывает об ограничениях в науке и сложности их применения.
Наш эксперт, Самойлов Алексей Александрович, исследует условия, в которых работают творческие коллективы, добившиеся результата на уровне мира, и предлагает ответить на следующие вопросы:
1. Какую проблему решают представленные Спикером вопросы?
2. Какие новые проблемы возникают перед исследователями?
3. Как они могут подстраховаться от ошибок?
Напоминаем, что Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Оставляйте Ваши комментарии и принимайте участие в обсуждении под этим постом и в других социальных сетях
Подпишитесь, чтобы не пропустить новые видео в социальных сетях Вконтакте, ЯндексДзен, Телеграм и на видеоканалы Rutube и YouTube в один клик
Используемые ссылки:
— Этос науки по Роберту Мертону: https://vikent.ru/enc/2661/
— Профессиональный ученый по Ю.М. Лотману: https://vikent.ru/enc/1683/
— Напутствие молодым учёным Г.Р. Иваницкого: https://vikent.ru/enc/2353/
— Принцип честности в науке по Ричарду Фейнману: https://vikent.ru/enc/3373/
Дополнительные материалы:
— Этика науки: https://vikent.ru/enc-list/category/375/ – 32 материал а по теме
— Этический кодекс творческой личности: https://vikent.ru/enc-list/category/388/ – 12 материал ов по теме
— ЗАДАЧНИК по ЭТИКЕ и КОРПОРАТИВНЫМ СТАНДАРТАМ – видео 15 мин
Использованные материалы:
источник видео — Алексей Гринбаум «Responsible Research & Innovation. Институциональный подход к этике исследований»: https://youtu.be/WiTaRJnbTDk?t=1586 26:26 — 31:56 / 2035 university
фото:
- Роберт Кинг Мертон: http://ecsocman.hse.ru/text/16196814/images/image.html / Федеральный Образовательный портал ЭСМ
- Ю.М. Лотман: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/LOTMAN.JPG / VIVOS VOCO
- Г.Р. Иваницкий: http://www.ras.ru/win/db/show_per.asp?P=.id-1514.ln-ru / Российская академия наук
- Ричард Фейнман: https://www.nobelprize.org/images/feynman-13184-portrait-mini-2x.jpg / The Nobel Prize