Спиридонов Владимир Феликсович , профессор, доктор психологических наук

Контринтуитивное мышление

Есть причины и есть следствия. А еще есть последствия. Каждый из нас сталкивается с этим ежедневно и хорошо понимает, о чем идет речь. Поздно лег спать, утром проспал, опоздал на работу. Причина, следствия и последствия.

Но это касается относительно простых действий, которые касаются самого человека. Если добавить сюда еще одного человека, то становится уже сложнее разобраться. Например, в семейном конфликте не всегда удается определить, где начинаются причины и заканчиваются последствия. Даже после развода.

«Из совокупности повседневного личного опыта каждый знает, что причина и следствие тесно связаны во времени и пространстве. В случае простых систем ошибки или трудности обнаруживаются сразу же. За причиной недвусмысленно ясно и немедленно следует результат. Но в случае сложных систем все эти представления оборачиваются заблуждениями, ложными выводами. Оказывается, что причина и следствие тесно не связаны ни во времени, ни в пространстве. Причины какого-либо наблюдаемого симптома могут в действительности лежать в очень отдаленном секторе социальной системы. Кроме того, симптомы могут проявиться гораздо позже вызвавших их первоначальных причин.»

Джей Форрестер, Динамика развития города, М., «Прогресс», 1974 г., с. 118-125. Источник — портал VIKENT.RU: https://vikent.ru/enc/1264/

Современные научные знания давно достигли того уровня сложности, когда приходится изменять свое мышление, чтобы просто понять уже открытое другими людьми. Наш эксперт, Пантин Игорь Николаевич , регулярно сталкивается с подобным непониманием уровня сложности, работая над задачником по научному блефу.

Главный Герой видео — Спиридонов Владимир Феликсович , профессор, доктор психологических наук — говорит о неприспособленности в ходе эволюции нашего мозга к решению сложных задач.

1. В чем сложность усвоения научных знаний?

2. Как сделать научные знания понятными для широкой аудитории?

3. Как можно дополнить тезисы Спикера?

Напоминаем, что Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Оставляйте Ваши комментарии с решениями на видеоканале и социальных сетях Вконтакте, ЯндексДзен, Телеграм и на видеоканалах Rutube и YouTube.

Спиридонов Владимир Феликсович , профессор, доктор психологических наук

Используемые ссылки:

— Телеобразование и дезинформация по Д.А. Гранину: https://vikent.ru/enc/6421/

— Разработка методик творчества по Г.С. Альтшуллеру: https://vikent.ru/enc/462/

Дополнительные материалы:

— Бытовое и научное мышление https://vikent.ru/faq/11/

— Социальное развитие, человечность и КОНТРинстинктивность https://www.youtube.com/watch?v=sx4mUiAbT6o 

Использованные материалы:

источник видео:

— Почему наука такая сложная? | Вопрос науки https://youtu.be/uiSIqSuDms8?t=324 

фото:

— Д.А.Гранин: https://www.culture.ru/persons/10567/daniil-granin

— Г.С.Альтшуллер: https://www.altshuller.ru/photo/photo04.asp

Прокрутить вверх