Писатель Александр Минкин

Как знать формулу творчества?

Как написать бестселлер? Как снять фильм на века? И по каким причинам одно произведение становится шедевром, а другое забывается на следующие день, как мем из ленты соцсетей? Есть ли какой-то секрет, чтобы — «Раз, два и в дамки!», как говорил Косой из фильма «Джентльмены удачи»? Который почему-то помнят многие спустя более 50 лет.

Известный журналист, театровед и автор «лучшего в истории литературоведения анализ Евгения Онегина» Минкин Александр Викторович рассуждает о формуле творчества.

Для постановки навыка критического анализа информации важно отвечать на вопросы видеозадачи письменно. В этом Вам помогут дополнительные материалы.

Гриша Мастридер: Давайте попробуем всё-таки синтезировать формулу успеха Антона Павловича [Чехова] — чем он всё-таки так хорош? Мы говорили про то, что он вызывает эмоции. Но многие драматурги вызывают эмоции. Почему он второй в мире после Шекспира? Шекспир заложил многие вещи, сделал театр таким и до сих пор сохраняет своё влияние, написал великие произведения, культовые сюжеты… Что у Чехова? Героев, которым однозначно симпатизируешь, как Гамлету, нет. Культурные или исторические реалии — уже давно забылись и люди не понимают, особенно за рубежом. Но почему они его продолжают ставить?

А.В. Минкин: Можете сказать — есть какой-нибудь парфюм, который Вам нравится?

Гриша Мастридер: Да есть, разные.

А.В. Минкин: Назовите какой-нибудь.

Гриша Мастридер: La Nuit de L’Homme

А.В. Минкин: Почему?

Гриша Мастридер: Не знаю… Когда…

А.В. Минкин: Достаточно. Вот Вам нравится как это пахнет. Почему? Да как же это объяснить?

Гриша Мастридер: Но всем чтобы нравилось… Наверное есть какой-нибудь Chanel No 5, который нравится очень многим.

Писатель Александр Минкин и блогер Гриша Мастридер

А.В. Минкин: Нравится он многим, только почему? Это же невозможно объяснить! Что, сейчас начнем молекулы считать, феромоны разбирать на детали?

Гриша Мастридер: Возможно, эксперты объяснят.

А.В. Минкин: Возможно… Я считаю, что это опасный путь. Это как папины часы — ты развинтишь их, а потом не соберешь. Будет лежать куча колёсиков, гаечек, винтиков, пружинок. А часов больше нет. Это как Сальери у Пушкина: «Музыку я разъял как труп». Он ее препарировал как прозектор в морге. Что такое «разъял как труп»? Это вскрыл…

Исследование Творчества разрушит магию гениальности

А.В. Минкин: И вот Вы спрашивали меня когда-то про Онегина. Я тоже терялся — как это объяснить? Я не знаю! Меня это самого смущало, что я не могу на Ваши вопросы отвечать логично, разумно… Чёрт его знает!

Гриша Мастридер: То есть, какая-то магия условно говоря?

А.В. Минкин: … Попал! А кто-нибудь может объяснить историю с Джокондой Леонардо да Винчи? На мой взгляд, это не самая красивая картина, а миллионы прутся в Лувр, и вокруг нее огромная адская толпа.

Писатель Александр Минкин

Гриша Мастридер: Не кажется, тут во много сыграл еще пиар, история с похищением…

А.В. Минкин: Но ведь это уже давно продолжается, веками!

Ведь успех в Творчестве — это случайно попадание в цель

А.В. Минкин: Вот Бродский, например, Баратынского в каких-то значимых вещах ценил выше Пушкина… Чёрт его знает! Он это пытается как-то объяснить — есть книга «Разговоры с Бродским». Вот почему стихи Пушкина льются тебе в душу и всё?! А есть люди, которые больше любят Лермонтова. Люди делятся — одним Пушкин, другим Лермонтов. Кому-то Лев Толстой, а кому-то, как мне, — Достоевский. И если я бы выбирал, то безусловно Достоевский. Не просто рядом — нет, не рядом!

И нужно оставить возможность каждому находить в Творчестве что-то своё

Гриша Мастридер: Тут мы с Вами расходимся. Хотя, конечно…

Писатель Александр Минкин

А.В. Минкин: Ну Вы знаете, Толстой так плохо пишет, что мне даже совестно об этом говорить. Если у нас когда-нибудь с Вами будет ещё одна передача, я к Вам приду с книгой «Война и мир», там будут лежать закладочки…

Гриша Мастридер: Да, я знаю, как стилист он никудышный…


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Можно ли разложить творчество на части?
  2. О каких рисках в этой теме предупреждает Герой видеозадачи?
  3. Не совершает ли он при этом ошибок?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Антон Чехов и как в нём разобраться. Александр Минкин. Книжный чел #94 https://youtu.be/VSjBYJi5obg [46:43-50:34]

Прокрутить вверх