«Я сплю, ты читаешь, я запоминаю» говорил Герой одного из старых фильмов про новые методы обучения, когда целью было записать информацию сразу в голову «на подкорку». В другом фильме Герой с помощью датчика подключенного прямо в мозг за 5 секунд выучил кунг-фу.
Метод обучения во сне не прошёл проверку экспериментом даже в кино, а до загрузки данных с помощью нейроинтерфейсов наши технологии ещё не доросли. Обычно истина находится где-то посередине.
Доктор физико-математических наук из Университета Иннополис Храмов Александр Евгеньевич поделится современным методом исследования мозга. А наши вопросы в конце видеозадачи помогут Вам лучше понять и разобраться в теме.
А.Е. Храмов: Как можно понять вообще как работает мозг? Одна из концепций, которая мне очень нравится и к который мы тоже немного приложили руку — чтобы понять как работает мозг, надо нагружать его простыми когнитивными задачами. Например, простая визуальная задача на сортировку простого стимула, простая логическая или арифметическая задача. Но эта задача вовлекает и одновременно активирует различные области головного мозга, и требует определённой реакции человека на неё.
Изучить можно под давлением решаемых задач
Почему это интересно? Дело в том, что если мы возьмём сложную задачу, то мы получим интерференцию различных процессов в головном мозге, которые смажут нам какую-то понятную картину. С другой стороны, если мы будем рассматривать спокойное состояние мозга, что достаточно популярное направление исследований в области нейронауки, то у нас нет реакции человека. Мы просто смотрим на спокойную динамику головного мозга, понимаем много особенностей при этом. Но у нес нет связки: стимул — обработка головным мозгом — реакция человека на этот стимул.
А реакция — это очень важный момент. Мы устроены так, что любая наша деятельность требует какой-то реакции. Если почитать классика нейрофизиологии как И.П. Павлов, то его концепция условного рефлекса, то понятно, что наш мозг реагирует только на внешние стимулы. И даже отсутствие стимула является стимулом для нас активно искать какие-то воздействия на мозг.
Только задачи должны быть обязательно простыми
С Павловым можно спорить, и нейронаука шагнула очень сильно со времён начала ХХ века, но эта связка оказывается чрезвычайно важной. И следующим этапом понимания, на мой взгляд, динамики мозга является анализ поведения мозга на макроуровне.
Если мы будем рассматривать решение каких-то задач одним человеком, то увидим очень большую вариабельность в принятии решений при каждом отдельном случае, отдельном стимуле и задаче. Если мы возьмём группу людей, но вариабельность будет намного сильнее увеличиваться.
И провести большое количество экспериментов
Поэтому надо взглянуть на эту большую картину статистически, с точки зрения статистического анализа, и попытаться найти те закономерности, которые будут отражать какие-то особенности поведения.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Как Герой видеозадачи предлагает изучать работу мозга?
- Насколько популярен такой способ изучения у психологов?
- Видны ли Вам результаты применения такой методики?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 118 материалов по теме «Психология творчества» https://vikent.ru/enc-list/category/229/
- 47 материалов по теме «Изучение гениев, талантов, творческих личностей» https://vikent.ru/enc-list/category/2/
- ПРОБЛЕМЫ / ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА & КРЕАТИВНОСТИ — видео, 6 мин, https://youtu.be/s4r5JGRwNUM
Использованные материалы:
Видео: Работа мозга при решении когнитивных задач — Александр Храмов / ПостНаука https://youtu.be/69vSb2tCRes 6:03-9:40