Сергей Ростиславович Яголковский доцент НИУ ВШЭ

Как повысить креативность команды и найти новые идеи?

Одна голова хорошо, две лучше, а три… А так ли хорошо, когда много людей пытаются решить один вопрос? Разговоров про синергию людей, при которой 1+1=5, очень много. А реальных результатов не видно ни у тех, кто об этом рассказывает, ни у тех, кто их слушает.

Значит, нужно, обраться к науке — как предлагает повышать креативность команды доцент НИУ ВШЭ и кандидат психологических наук Сергей Ростиславович Яголковский.

Расшифровка видеозадачи, тезисы и наши вопросы ждут Вас и Ваших ответов и примеры гениальных решений оставляйте в комментариях к этому видео.

С.Р. Яголковский: Безусловно важным фактором, может быть, даже самым важным фактором, в стимулировании творческой деятельности участников творческой группы является их взаимная когнитивная стимуляция.

Творческая активность коллектива возрастает от взаимного действия

Эмоции тоже важны! Эмоциональная поддержка безусловно помогает раскрыться потенциалу. Но когнитивное влияние — оно, собственно, и рождает идею совершенно неординарного, творческого содержания. И часто бывает, что идея, высказанная одним участником, вроде как совершенно далекая, вызывает у другого участника какие-то ассоциации, которые вдруг потом превращаются в фонтан новых оригинальных и на первый взгляд не связанных с изначально чужой идеей, творческих продуктов. Вот это самое интересное.

И в научной психологической литературе существует достаточно много исследований того, как происходит взаимная когнитивная стимуляция участников групповой творческой деятельности.

Человек может толкать другого к нестандартным решениям

Прежде всего эти модели и теории, объясняющие процесс, принимают в расчет два основных фактора. Это ассоциация или ассоциативное мышление, возникающее в групповом творчестве, и долговременная память. Почему ассоциации, я думаю понятно. Потому что не что иное, как наше ассоциативное мышление, позволяет нам услышав нечто, может даже напрямую и не связаное с обсуждаемой проблемой, вдруг натолкнуться в себе, следуя вот этими ассоциативными цепочками, на совершенно неординарное, инновационное решение. Ассоциативное мышление.

Сергей Ростиславович Яголковский доцент НИУ ВШЭ

Второе — это долговременная память. Ведь для того чтобы ассоциации возникали, рождались, цеплялись друг за друга, необходимо, чтобы у нас было какое-то содержания в памяти. И это содержание в виде ячеек памяти, хранятся в этой долговременной памяти.

Тогда мысль поведет нас цепочкой ассоциации по ступенькам памяти

Когнитивная стимуляция в условиях группового творчества протекает по пути активизации тех или иных узлов в нашей памяти. И совершенно, я думаю, понятно, что можно проследить те пути, по которым происходит эта активизация. И безусловно важным фактором, который предопределяет возникновения творческих решений, является то, какой стимульный материал на нас повлиял. Какие чужие идеи мы услышали, какой текст мы перед этим прочитали.

И в этой связи есть целый ряд исследований, которые показывают, что, например, более творческие, оригинальные, редкие идеи могут стимулировать возникновение подобных не по содержанию, а по качеству, по оригинальности, по редкости — возникновению таких же хороших творческих идей у самого творческого человека, находящегося в группе.

И активизируется творческое мышление

Но не все так просто. Целый ряд других исследований показывает, что и совершенно банальные, привычные для нас идеи и даже какие-то предложения тоже могут привести к появлению экстраординарных творческих продуктов. Потому что они сталкиваются в нашей памяти с какими-то областями с привычными, понятными когнитивными стимулами связано большое количество ассоциации.

Сергей Ростиславович Яголковский доцент НИУ ВШЭ

Если Вам говорят, например, кирпич, то Вы безусловно — это привычный для всех нас предмет, и мы ассоциируем его с домом, можем проассоциировать с рисованием детишек на асфальте или с использованием его как груза, если вы плаваете на лодке. Совершенно привычное использование этого предмета. Так вот, если возникает стимул достаточно стандартный, то он вызывает активизацию большего количество рядом лежащих узлов нашей памяти. И количество идей может быть велико.


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Можно ли повысить эффективность участников творческого коллектива?
  2. Как Герой видеозадачи предлагает этого достигать?
  3. Вам известны гениальные решения, полученные таким образом?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Групповое творчество — Сергей Яголковский https://youtu.be/VfU5PIGFKi0 [07:43-12:46]

Прокрутить вверх