Я щас взорвусь, как триста тонн тротила, —
Во мне заряд нетворческого зла:
Меня сегодня Муза посетила, —
Немного посидела и ушла!
© Высоцкий В.С
Высоцкому хорошо, к нему Муза хотя бы приходила. А что делать тем, до кого Муза так и не дошла, а написать текст надо? Не важно, по работе или по велению души, но иногда просто НУЖНО написать стихи или хороший текст…
Можно обратиться к тем, кто не только пишет сам стихи, но и учит этому других. Поэт и Автор Дмитрий Борисович Воденников подскажет магический секрет гениального текста
Д.Б. Воденников: Сейчас очень много появилось школ писательского мастерства. Я даже в двух преподаю. Собственного говоря, я написал эту книгу (Ключи и подсказки. 28 авторских уроков. Блокнот с заданиями для поэтов и писателей от Д. Воденникова — примечание редакции Рема) после того, как провёл [занятия] у Татьяны Толстой, когда она делал хорошую школ «Хороший текст». Она потом вышла из проекта, но он продолжается. И «Пишем на крыше», где я отрабатывал материал.
А. Бегак: По поводу «зайцев» — действительно можно научить?
Д.Б. Воденников: Я могу Вас научить, хотите? Я сразу говорю — не пишите мне, пожалуйста, стихов. Я не верю, что стихи можно написать по заданию, это какая-то ересь и шарлатанство. Я говорю, напишите мне, пожалуйста вот такой текст [показывает пальцами размер]. Они [слушатели] уже смеются на этим, потому что я показываю как на рынке бабушка, сколько она может продать. Я говорю, напишите мне прозаический текст о Вашем рождении. Тема рождение — роды, мне всё равно. Они пишут.
Второе задание — напишите мне самое главное событие в Вашей жизни. Они пишут. Мы помним размер текста — вот такой [показывает пальцами размер] я требую от них. Мы еще должны это прослушать и полагается как-то обсудить.
Потом я прошу их написать третий текст, не ставя их в известность, что с этим будет — о смерти. Смерть, проваливание, свет, смерть Ивана Ильича — мне всё равно. Одно условие [показывает пальцами размер].
И когда мы заканчиваем говорить про тексты о смерти, я предлагаю сложить теперь первый, второй и третий Ваши фрагменты и перед Вами будет конспект Вашего будущего настоящего гениального стихотворения. Потому что в каждом стихотворении, даже если мы сначала этого не подозреваем, есть рождение, главное событие, которое тебя меняет как Героя стихотворения, и есть окончание — есть смерть.
«Я помню чудное мгновение»… Это начало
А. Бегак: У меня почему-то другое возникло: «Пора, мой друг, пора. Покоя сердце просит..»
Д.Б. Воденников: «Пора» — это же начало, куда-то двигаться. Потом, помните, уносит. Потом идёт главное событие жизни — быстротекучесть времени. А потом умрём. Я, можно сказать, извлёк смысл из любого стихотворения. Камень магический.
Нужно просто повторять структуру, из которой просто состоит любой гениальный текст
А. Бегак: Вообще, это здорово, потому что любое дело, несмотря на все заоблачные выси и одухотворенность, требует мастерства и ремесла.
Д.Б. Воденников: Знаете, оно требует не мастерства и не ремесла, а честности и всматривание в самого себя. Меня не интересует текст и чем хуже он написан, тем лучше. Меня интересует — насколько человек может себя «вывернуть», понимаете? Когда Вы пишите о рождении, о родах, о матери, о своих родах, если Вы девочка. Или как Вы помните как Вы рождались, что, естественно, большая глупость. Точнее, большое шарлатанство. Хотя, говорят, что Л.Н. Толстой что-то там помнил…
И при написании важнее честность, а не технологии или мастерство
А. Бегак: Это поворот для меня, потому что я предполагал, что Вы какую-то техническую часть, а здесь …
Д.Б. Воденников: Нет, меня не интересует… Я не ставлю руку — я открываю двери. Поэтому и называется [книга] — «Ключи и подсказки». Моя любимая преамбула: представьте, что у нас на нашем прекрасном стеклянном столе, где видны наши ноги, лежит связка ключей. Один из них как у Карабаса-Барабаса от волшебной двери. Какой-то страшный ключ как у Синей Бороды. Где-то лежит изящный дамский ключик от какой-то шкатулки. Очень много разных ключей…
И где-то лежит в этой куче алюминиевый погнутый ключ от твоего почтового ящика. У меня такой есть, потому что у меня теперь почтовый ящик не закрывается, так получилось, я не виноват. И это и есть, скорее всего твой ключ. Ты просто должен свой ключ найти. И во всём остальном — и в Вашей работе, и в любви, и в том же умирании. Ты просто должен найти ключ к своему умиранию и своей любви, например.
Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.
- Насколько просто написать гениальный текст?
- Понятен ли алгоритм, который предлагает Герой видеозадачи?
- Готовы ли Вы по нему написать свой текст?
Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.
Рекомендуемые базовые видео:
- ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
- Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg
Дополнительные материалы:
- 7 материалов по теме «Имитация решения» https://vikent.ru/enc-list/category/372/
- 98 материалов по теме «Стихотворения» https://vikent.ru/enc-list/category/32/
- ЧЕК-ЛИСТ И.Л. ВИКЕНТЬЕВА по ПРОВЕРКЕ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ, НОВЫХ РАЗРАБОТОК / МЕТОДОВ / МЕТОДИК — видео, 21 мин, https://youtu.be/WsbPBVDHS_I
Использованные материалы:
Видео: Правила жизни. Полная версия. Дмитрий Воденников @Телеканал Культура https://youtu.be/QR4cmcy7ga0 [02:02-06:12]