Секция кино на креативной неделе

Как написать успешный сценарий?

Театр начинается с вешалки, а гениальный фильм со сценария. Это основной элемент, который при правильном режиссёре и хорошей игре актеров создаёт шедевр на все времена. Такие фильмы становятся классикой. Зрители их пересматривают, а специалисты по ним учат мастерству молодых сценаристов и режиссеров.

А в чем секрет хорошего сценария? Как надо рассказать историю, которая увлечет Зрителя в мир иллюзий и заставит поверить в реальность происходящего на экране? Из чего состоит гениальный сценарий и как его написать?

Как создать сценарий подскажут продюсеры и профессионалы киноиндустрии Никишов Евгений Владимирович, Щукин Антон Николаевич, Рыбаков Максим Алексеевич и Васильев Артём Александрович.

Ведущий: Тёма, ты сам говорил про Авторов, и мы с тобой дружим со многими Авторами, и понятно, когда [есть] Авторское видение. Но очень часто и у ребят, и у тебя тоже, живучесть проекта основана на актуальной повестке. Она всегда еще нуждается во времени, в реализации, и эта актуальность может уйти. Понятно, что в ситуации, когда актуальность претворяется, человек просто снял по сценарию пандемии сериал «Эпидемия», а потом она наступила — такое же случается.

Но всё же — как Вы сохраняете эту живучесть проекта? И как Вам удается выйти все-таки и остаться в теме? Где вот тот шаг, до которого Вы видите? Это ко всем, кто хочет это не обязательно только к тебе.

Е.В. Никишов: Невозможно никогда, прочитав сценарий, понять что через 2-3 года, когда он будет реализован… А мы должны понимать, что те сценарии, которые мы читаем сейчас, самый минимум, когда они появятся на платформах или телевидении, это 2 года. Вот этот вот шаг 2 года. И вот предсказать что будет через 2 года, невозможно.

Когда мы 3,5 года назад читали сценарий сериала «Эпидемия», в страшном сне никто не мог представить, что в момент выхода он станет мега-актуальным. Даже когда он вышел в декабре прошлого года, появились только первые новости из Уханя, и мы так шутками обменивались, что вот смотрите, мы немножко предугадали действительность. А потом она стала реализовываться просто по сценарию один в один.

Между написанием сценария и его реализации может пройти несколько лет

Поэтому когда ты что-то читаешь, я думаю согласятся со мной мои Коллеги, меньше всего обращаешь внимание — актуально ли это или не актуально. По крайней мере, я точно всегда исхожу из того, что история, которую ты читаешь, она совпадает с тобой или нет. И так же на самом деле кто бы что не говорил, всегда это происходит по этой модели.

 Секция кино на креативной неделе

Если что-то там внутри, не важно на самом деле на сколько написан сценарий, это уже такой второй взгляд на него, когда ты уже начинаешь задумываться над его реализацией, там начинаешь разбирать драматургию. А первое впечатление это всегда впечатление такое вот как от первого разговора с человеком: ты либо совпадаешь с ним, либо нет. И вот если ты совпадаешь, если что-то там внутри тебя цепляет, то, значит, дальше ты можешь работать. У нас были примеры, когда 10-15 страниц было написано, вообще не было никаким сценарием, там внутри что-то было — там была жизнь.

Поэтому он должен задевать чувства с первого взгляда

И в этом смысле тот совет, который я мог бы дать, если позволите, это не читать бесконечно книжек про драматургию, не ходить на эти безумные мероприятия, мастер-класс в том числе и вот сегодняшнее. Если Вы хотите что-то написать — садитесь и пишите о том, что у Вас по-настоящему волнует. Только об этом! Не пытайтесь угадать что будет завтра актуально, прочитав какую-то статью в газете, или что потенциально может понравиться Зрителю. Или вот вышел там супер-популярный сериал «Чики» и надо срочно писать про провинциальных проституток. Это так не работает!

Секция кино на креативной неделе

Пишите только о том, что Вас волнует, что по настоящему Вас тревожит. Какая-то личная боль, проблема. Просто что-то, о чём Вы постоянно думаете. И если Вы про это напишете максимально честно, то есть очень большой шанс, что это совпадёт ещё с кем-то.

Не нужно думать об актуальности и что ты планировать

А.Н. Щукин: Я ещё добавлю на каменку Жене. Слушайте, да все истории — они про человека. И человек актуален всегда, пока не вымрет. Поэтому в центре, если это история… Вот «Эпидемия» она крута тем, что там есть семья, так ведь? То есть в принципе любой сериал, даже если там одни мужики заперлись в камере, это всё равно семья. То есть это история про людей. Поэтому, вечность — она в людях, как ни странно.

Нужно просто писать про вечное, про человека

М.А. Рыбаков: Ну я тоже хочу пару слов сказать, по крайней мере, по себе. Когда к тебе приходит сценарий, ты его открываешь, и ты понимаешь —если оно есть, то оно есть. Если ты сел и начал читать, и тебя это втянуло, и ты откладываешь все дела, значит это крутой сценарий. Если ты начинаешь — ну я потом дочитаю, ну как бы еще чуть-чуть, потом, завтра, послезавтра — значит, здесь уже нет идеи, значит, плохой сценарий.

Секция кино на креативной неделе

И сейчас в последнее время, как правильно Женя сказал про эту химию, что реально читаешь и видишь — оно есть или его нет. И нет такого, что «ребята, давайте — как бы что-то есть, но надо наверное что-то додумать». По крайней мере, я говорю сейчас про себя. Вот ты читаешь и как бы есть. Понятно, что оно может обрастать мясом дальше, но оно есть. Либо его сразу нет.

Чтобы все читали не отрываясь

А.А. Васильев: Я могу только одно сказать: все попытки наши, мои, как продюсера, следовать в фарватере и вычислить, чтоо хочет где-то там платформа или канал, или кто-то, кто готов за это деньги, заканчивались полным невероятным провалом всегда.

А предсказать заранее что получится никто не сможет

Ведущий: Если бы я резюмировал, конечно же вы все сейчас про движение сердцем сказали, но это на самом деле в любом, наверное, творческом процессе…


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Насколько понятно, как достичь успеха в креативных индустриях?
  2. К каким инструментам рекомендует прибегать Героиня видео задачи?
  3. Какие задачи помогает решить такая технология сообществ?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: Кино 12.9 https://vk.com/video-198432432_456239128?t=6h51m21s [6:51:21-6:56:48]

Прокрутить вверх