футуролог Сергей Переслегин

Как создавать по-настоящему новое? Ответ Сергея Переслегина #видеозадача

Бытует мнение, что всё, что можно придумать, уже придумано до нас гениальными предшественниками. А нам осталась только комбинаторика и эклектика для выражения своих творческих порывов. Но всегда остаются сомнения и надежды, что ещё что-то осталось и ждёт своего Исследователя.

Только, если всё действительно так, то как выйти на эту новую и неисследованную тему? И как создать что-то совершенно новое, у которого нет не только аналогов, но и предшественников?

Как с этой задачей справляется вместе со своими Коллегами расскажет физик теоретик, футуролог, создатель авторской школы мышления и Автор книг Сергей Борисович Переслегин

С.Б. Переслегин: Чего у нас нет получилось? Мы еще не научились толком работать с по-настоящему иным. С тем иным, который не имеет не имеет предшественника ни в какой логике, ни в каком предыдущем знании. Мы неплохо умеем эмулировать такую работу, но делать ее еще не умеем.

Хотя на текущий момент готовой инструкции нет, но уже понятно направление

Мы поняли что есть три пути к тому, чтобы создавать иное. Первый путь — это изучение эволюции. Эволюция — это ведь не только непрерывное развитие от более простого к более сложному, увеличение длины шеи у жирафа или увеличение […] пигмента у манчестерских бабочек, чем любил заниматься Дарвин. Анаморфоз — появление принципиально нового качества, например жизни, разума, или того, что лежит за разумом в схеме чисел на […]. А разум там имеет значение 3, мы можем ставить себе и 4, 5. И между прочим 41,5 тоже. Соответственно, каждый следующий шаг это нечто столь же отличное от разума, как и разум отличный от жизни. И, конечно же, движение по шкале чисел на […] — это эволюция.

Если мы научимся отслеживать эволюцию целиком не в варианте угадать — какие животные будут на земле через 200 миллионов лет. Задача простая и, кстати, не шибко интересная. А главное — абсолютно бессодержательная. Проверить это все равно не удастся и толку с этого никакого. Но понять, как работает сам механизм эволюции, как изменяется старое и превращается в новое, мы уже понимаем. Для этого в 17 веке придумали технику дифференциального исчисления. А мы научились в нашей группе семантическому дифференцированию. То есть как сделать дифференциальное исчисление с текстами , а не с формулами.

А вот как в эволюции возникают новые ароморфные признаки, полеты ли тот же разум — вот этого мы не понимаем. И в этой связи не понимаем толком, что такое язык и что такое сознание. Мы сделали несколько подходов к снаряду, наверное, мы понимаем в этом больше других, но не достаточно для того, чтобы сделать следующий ход. Это наша задача, с которой мы столкнулись и которую мы решаем.

футуролог Сергей Переслегин

Для нас принципиально важно следующее. Мы рассматриваем познание в какой-то мере военном языке — языке наступления. И совсем одно дело сказать — вот это мы видели с самолетов-разведчиков, вот тут действовали наши разведгруппы. Вот здесь передний край, а вот это уже тыл, там обустроенная территория, заводы выпускающие военную технику, дороги , мосты, воздушный купол над ними и все такое прочее. Для нас, конечно же, познание — это перемещение линии вопрошания вперед, а тем самым сзади создается то, что освоено, на что отвечено, и с чем дальше Вы можете иметь дело в любом варианте. Хотите пользуйтесь, хотите забудьте, хотите сделайте это архивированным и быстро распаковывающимся. Это уже Ваш вопрос — как Вам обустроить эту территорию.

Поэтому, когда я Вам говорю, что мы чего-то не умеем, то это означает — видели, в какие-то места вышли разведгруппы, но здесь этих технологий, этого знания нет, транслировать и использовать это еще нельзя. Так вот смотрите — эволюция первый подход к тому чтобы сделать иное.

Первым нужно изучать механизм возникновения принципиально нового в природе

Второй подход — это то, что мы называем «дорога» или «дорожным оператором». Это включение в бытие элементов «неинобытийности». Это и просто, и сложно. Работать с этим можно. Ну, скажем, мы в качестве основания здесь используем формулу Чанышева — бытие есть небытие. И мы ее смогли расширить на произвольные операторы, включающие бытие, небытие и инобытие. Это, конечно же, тоже вуаль. Как в метаонтологиях есть вуали, связывающие разные картины мира. Так и здесь есть вуали, связывающие разные типы бытийности и небытийности.

Но здесь нужно понять, что даже небытийность для бытия иное. А уж инобытийность — это иное по построению. Любой элемент инобытия, который Вы смогли включить в свои представления о бытии, дает вам ароморфоз, дает Вам то самое, чье иное, не имеющее явных предшественников.

футуролог Сергей Переслегин

Заметьте, мы же хитрые, мы в данном случае говорим — да, но не имеет предшественников в данном мире. А что мы нашли этих предшественников в других мирах, это уже наша собственная проблема и наши вопросы. Об этом и говорю как об эмуляции. Эмуляция нового, но так работать тоже можно.

Затем можно заимствовать элементы из других систем

Есть третий путь. Третий путь — это прямое непосредственное использование иного. Мы это называем «техникой бреши», ссылаясь на Чайна Мьевиля, на его прекрасный роман «Город и Город», где учат на город смотреть с двух позиций, которые никак не пересекаются. Человек не имеет права видеть другую позицию. Он может видеть только одну. Но, в принципе, некоторым набором действия он может заставить себя видеть другую.

Что такое брешь? Брешь это и есть расстояние между сущим и тем, чего еще нет ни в проекте, ни в потенции — нет нигде. Брешь это расстояние между познанным и непознанным.

И четко определять разрыв между имеющимися знаниями и теми, которых еще нигде нет

Если научиться работать с брешью. А почему я считаю, что этому можно научиться? А потому что три подхода — эволюция, дорога и брешь — связаны балансом. Это означает, что если у нас есть законы эволюции, правила эволюции — они у нас есть и мы знаем. Если у нас есть представление о вуалях дорог — они у нас не до конца, но в целом есть. То мы можем, зная их, попытаться построить набор правил работы с брешью.

футуролог Сергей Переслегин

Смотрите, здесь мы живем в парадигме, противоположной психонетикам. Психонетики хотят уйти от правил. Мы хотим научиться пользоваться правилами, сделав их источниками свободы, а не ограничений. Но мы работаем с правилами, мы работаем с познанием. А для нас познание — это понимание по каким правилам получен тот или иной результат и как с ним в дальнейшем можно работать. И, между прочим, как важное, где он работать точно не будет и где нужно будет сказать — давайте-ка перепроверим или сделаем это по-другому.

Так вот мы сейчас рассчитываем получить техники работы с брешью. А тем самым научиться всерьез работать с иным. Вообще говоря, это поставлено на план ближайшего года работы. Другой вопрос, что не каждый план выполняется. А в отношении нашей группы — мы выполняем обычно процентов 20-25 запланированного. Редко удается сделать больше, мы стараемся не делать меньше…


Ваш навык критического разбора и анализа информации растёт только от письменного прорешивания задач. Напишите свои варианты ответов на вопросы из видео.

  1. Пытались ли Вы создавать новое, не имеющее аналогов в прошлом?
  2. Какие пути для этого наметил Герой видеозадачи?
  3. Готовы ли Вы по ним пройти и создать новое или чего-то не хватило?

Рекомендуем Вам проработать базовые видео и дополнительные материалы — они помогут ответить на вопросы и глубже разобраться в теме.

Рекомендуемые базовые видео:

  1. ОСТОРОЖНО! 20 ПРИЕМОВ НАУЧНОГО БЛЕФА — видео, 80 минут https://youtu.be/A4mwYSibJcM
  2. Матрица знаний / решений И.Л. Викентьева — видео, 106 минут https://youtu.be/65YiHPDN_Wg

Дополнительные материалы:

Использованные материалы:

Видео: КОГНИТИВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БУДУЩЕГО. С.ПЕРЕСЛЕГИН, О.БАХТИЯРОВ https://www.youtube.com/watch?v=g_lkwP_RdI8 [22:00-29:53]

Наши социальные сети:

Прокрутить вверх